Найти тему

Почему пора забыть о скриптах в продажах: как научиться живому общению с покупателем

Оглавление

Ищете идеальный алгоритм продаж, и все еще верите в панацею, под названием «скрипты»? Последние 30 лет как их только не называют: гениальные, универсальные, безотказные. Но ни один из них не вписывается в российский менталитет, все они лишены самого важного компонента – доверие и расположение клиента.

Я хочу объяснить, почему скрипты бесполезны, и как научиться продавать без них.

Фото © Игорь Рызов
Фото © Игорь Рызов

Сомнительная экономия

К чему тратить деньги на подготовку кадров, если можно дать сотрудникам скрипт, и пусть работают? В транзакционных продажах справятся и робот, который будет повторять заложенный текст и действия. Но он со 100% вероятностью:

  • не слышит клиента;
  • не вызывает доверия;
  • не учитывает психологию и человеческий фактор;
  • не закрывает реальных возражений;
  • не решает проблем.
На покупку, разработку, адаптацию или модификацию скриптов уходит больше времени и денег, чем на качественное обучение переговорным приемам и стратегии продаж.

Неуважение к клиенту

Сценарии хороши в съемках фильмов, в театре. Но даже там неизбежны импровизации, если актер забывает текст или вовремя не выходит на сцену. В подобных случаях выручает только профессионализм, фантазия, готовность к неожиданностям. Когда сотрудники работают по скриптам, они «зависают» в любой нестандартной ситуации. Это раздражает 99% клиентов.

Люди обожают покупать, но терпеть не могут, когда им продают. (С) Джон Вон Эйкен.

Требование строго следовать скриптам исключает индивидуальный подход. А продавцов лишает необходимости думать, подстраиваться, работать на результат.

Чудодейственной пилюли не существует

Скрипт можно написать под конкретный товар или услугу, но нельзя унифицировать клиентов и заставить их мыслить шаблонно. Ни один самый продуманный и совершенный сценарий не учитывает человеческий фактор. Скрипт превращается в бесполезную трату времени и ресурсов, принося убытки компании, когда:

  • в ассортименте десятки тысяч наименований разнородных товаров – техника, стройматериалы, бытовая химия, продукты;
  • нужно продать специфические, экспертные или элитные услуги ­– юриспруденция, программное обеспечение, ювелирные изделия под заказ;
  • продукт новый, аналогов нет, на рынке о нем никто не знает.
Фото © Игорь Рызов
Фото © Игорь Рызов

Бесспорно, продавец обязан отлично разбираться в особенностях и нюансах, но скрипты – это тактика, шпаргалка. А нужна стратегия, которая позволит продавать много, быстро, ориентируясь исключительно на потребности, боли и психологию клиента.

8 февраля в 19:00 по МСК я проведу бесплатный мастер-класс «СТОП СКРИПТ», где мы с вами будем учиться строить и вести живой диалог в переговорах. На занятии я расскажу:

  • когда вообще не имеет смысла пользоваться скриптами;
  • чем заменить стандартизованные шаблоны в работе;
  • в какой момент скрипты становятся неэффективными.

Окажется ли этот урок для вас или ваших сотрудников полезным? Чтобы понять, предлагаю ответить на вопросы:

  1. Ваш продукт сложный, у него узкая специализация, требует наличия высшего образования?
  2. «Воронка продаж» и холодные звонки не приносят прогнозируемых результатов?
  3. Ваша компания ориентирована на В2В?
  4. Особенности бизнеса предполагают длинный цикл сделки?
  5. Процент «брошенных трубок» больше половины?
  6. Скрипты почему-то перестали работать?

Я приглашаю на мастер-класс всех, кто ответил положительно хотя бы на один вопрос. Обязательно жду на уроке:

  • руководителей отделов продаж и менеджеров;
  • предпринимателей, которые продвигают персонализированные услуги самостоятельно;
  • директоров и собственников компаний, где требуются «дорогие» продавцы, с высокой экспертной компетенцией.
-3

Занятие не будет сугубо теоретическим. Его цель - помочь вам вывести продажи на высокий уровень. Вы научитесь:

  • импровизировать, закрывая 99% сделок;
  • работать с клиентами на уровне психологии, а не стандартизации;
  • выстраивать стратегию, а не тактику переговоров;
  • понимать, когда скрипты работают в убыток, а не на пользу;
  • уверенно распознавать, формировать интерес, ориентироваться на особенности клиентов;
  • повышать в разы уровень компетенции своих сотрудников и степень их вовлеченности в процесс.

Регистрируйтесь, забирайте чек-лист «Дорожная карта переговоров» и не забудьте отметить в своем расписании дату начала эфира. Второй чек-лист - «Карта переговоров в мессенджерах» ждет всех, кто будет онлайн.