Алексею Васильевичу Иловайскому в должности донского войскового атамана наследовал боевой генерал Иван Андрианович Андрианов .
Он родился в 1751 году в семье офицера станицы Тишанской Земли Войска Донского. Служил с 1773 года в Крыму и на Кавказе. Получил чин сотника, есаула; в 1791 году произведен в войсковые старшины. В 1798 году Андрианов в составе полка Ивана Краснова находился в Молдавии, неся кордонную службу на границе с Австрией и Турцией. В том же году ему был присвоен чин майора регулярной армии.
С июля 1805г. в должности командира казачьего полка своего имени Иван Андрианович сражался с французами. После неудачного для русско-австрийской армии Аустерлицкого сражения ему было поручено найти в горах обоз императора Александра Первого. Успешно справившись с поставленной задачей, Андрианов в знак «высочайшего благоволения» получил от императора золотую табакерку. (Донцы ХХ века. Т.2. С. 9).
В дальнейшем Иван Андрианович отличился в боях с туркам на молдавском театре военных действий. В 1810 году он с полком Сулина 9-го разгромил у Траянова вала сильный турецкий отряд, захватив пленных и трофеи. Орден Святого Владимира 4 степени венчал его успех. В мае и июне этого же года Андрианов принял участие в разгроме турок при Базарджике и Шумле, за что был удостоен чина подполковника армии, Золотой сабли «за храбрость» и ордена Святого Георгия 4 степени. (Донцы Х1Х века. Т. 2. С.10).
С началом Отечественной войны 1812 года Иван Андрианов с полком своего имени принял участие в сражениях с французами при Могилеве, Молевом Болоте и Смоленске. Но особо он отличился в контрнаступлении русской армии, начиная с Тарутинского сражения, происходившего в сентябре 1812 года.
…22 октября 1812 года четыре казачьих полка под командованием Ивана Андрианова, находившиеся в составе корпуса войскового атамана Платова, настигли у города Вязьмы отступающие части корпуса наполеоновского маршала Даву, прикрывавшего отход Великой армии. Под стенами этого старинного русского города началось сражение. Стремясь создать помехи наступающим казакам, Даву велел поджечь город. Приказ тут же был выполнен, дома запылали… От сильного жара и огня взорвалась лаборатория с горючими материалами, придав огню еще большую силу. Пламя, гонимое напористым ветром, перебросилось на военный госпиталь с ранеными солдатами и офицерами Великой армии, оставленными здесь императором. Треск горящих домов, вопли погибающих раненых первыми услышали казаки Андрианова, по пятам уходивших французов ворвавшиеся в город.
Покинув центральную часть города, Даву велел установить на городском кладбище, на окраине Вязьмы, орудия, дабы их огнем задержать наступающих казаков. Атаман Платов приказал роте Донской артиллерии подавить огонь противника, а Андрианову – ударить по нему во фланг. Даву, не выдержав огня донской артиллерии и казачьего натиска, велел трубить отступление. Казаки захватили около двухсот пленных, среди которых оказался секретарь наполеоновского министра иностранных дел герцога Бассано Камюзе со своей канцелярией, а также врач саксонской гвардии Гаузе, интенданты корпуса маршала Нея Сенсер, Ренье, Шарбонье.
Три дня спустя, 25-26 октября, Иван Андрианов настиг отступающую колонну французов у села Базюкова и наголову разгромил ее. В качестве трофеев ему досталось одно знамя и одиннадцать пушек; в плен было захвачено множество обессиленных отступление французов. Орден Святого Владимира 3 степени венчал этот боевой успех Ивана Андрианова. (Донцы...Т. 2. С.11.)
В дальнейшем преследовании отступающей армии Наполеона он многократно отличался в больших боях и малых стычках, до тех пор ведя преследование, пока ни одного боеспособного солдата Великой армии не осталось на российской земле.
В конце декабря 1812 года Иван Андрианов перешел в подчинение к А.И.Чернышеву, который был назначен командиром отдельного «летучего» отряда. У них сложились довольно дружеские отношения, и в будущем, когда генерал-адъютант Чернышев возглавит Донской комитет для составления Положения о внутреннем и военном управлении Войска Донского, он будет «много способствовать» назначению Ивана Андрианова на пост войскового атамана. Но это будет позже, а пока Чернышев и Андрианов с полуторатысячным «летучим» отрядом 30 декабря 1812 года атаковали город Мариенвердер, стремясь захватить в плен находившегося там пасынка Наполеона вице-короля Италии Евгения Богарне.
Подойдя к городу на расстояние пушечного выстрела, Чернышев разделил свой отряд на три колонны, сильными казачьими постами перекрыв все дороги, ведущие в Мариенвердер. Вскоре выяснилось, что незадолго до блокады в город вошло несколько батальонов противника, а это означало, что предстоял нелегкий бой. И он грянул несколько часов спустя…
…Как простые солдаты дрались на улицах Мариенвердера командир 9-го корпуса Великой армии маршал Виктор и вице-король Италии Евгений Богарне. Сражаясь не за победу, а за собственную жизнь, они отчаянным броском сумели прорваться сквозь позиции казаков и вырваться из города. Один французский генерал, несколько офицеров и около двухсот солдат попали к казакам в плен. Кроме этого, донцам Андрианова досталось пятнадцать исправных пушек. За отличия при взятии Мариенвердера Иван Андрианов был произведен в чин полковника российской армии. (Донцы Х1Х века. Т. 2. С.ю 11).
В ходе Заграничного похода русской армии 1813-1814 годов Андрианов принял участие в разгроме корпуса генерала Морана; того самого, который утверждал, что «донские казаки сделали для спасения России более, чем вся регулярная армия». (См. Попов М.Я. Азовское сидение. М., 1961. С. 4). За этот подвиг Андрианов вторично получил орден Святого Владимира 3 степени.
В кампанию 1813 года Андрианов участвовал во взятии Берлина, в сражении при Люнебурге, где его полк захватил множество пленных и одно орудие. За успех в бою при местечке Ютербок Андрианов вторично удостоился ордена Святой Анны 2 степени.
В 1814 году мы видим полк Андрианова при блокаде Везеля, после занятия которого казаки двинулись на Париж. 31 марта 1814 года Иван Андрианов во главе своего полка вошел в поверженный и сдавшийся на капитуляцию Париж… 17 апреля того же года он получил долгожданный приказ командования следовать на родину…
С сентября 1817 по 4 января 1818 года И.А.Андрианов исполнял должность дежурного штаб-офицера при войсковом атамане М.И.Платове, а год спустя был введен в состав комитета, которому надлежало подготовить положение о проведении реформ на Дону. (Столетие военного министерства. Т. 11. Ч. 1. С. 162). В конце июня 1820 году он получил чин генерал-майора. Кроме него, в комитет вошли генералы Алексей Иловайский 3-й, Дмитрий Кутейников 2-й, а также присланный императором из Петербурга генерал-адъютант Александр Чернышев, давний знакомец Андрианова. Во главе этого почтенного собрания, официально названного «Комитетом об устройстве войска Донского» по должности встал войсковой атаман Андриан Денисов. На должность секретаря комитета («письмоводителя») был назначен один из образованнейших людей того времени, друг Пушкина, Карамзина, Рылеева, выдающийся историк Дона Василий Сухоруков.
Комитету предстояло собрать воедино «все узаконения относительно войска Донского, в различное время по различным случаям изданные и в разных частных постановлениях заключающиеся», изучить историю, статистику, почвы Дона, провести землемерные работы и только после этого провести реформы, которые бы помогли улучшить благосостояние Донского края и его жителей.
В ходе работы возникли непреодолимые противоречия, в результате которых два войсковых атамана - Андриан Денисов и Алексей Иловайский - были отправлены в отставку и подвергнуты опале. В июле 1827 года по представлению А.И.Чернышева войсковым атаманом был назначен Иван Андрианович Андрианов. Изможденный и больной, он пробыл на этом посту до сентября 1827 года, когда по болезни ушел на покой. 2 ноября того же года И.А. Андрианов скончался и был погребен на новочеркасском городском кладбище. (Донцы Х1Х века. Т.2. С.23).
Статья эта взята из моей книги "Донские казачьи атаманы. 1550-1920). Ростов-на-Дону, 2012. С.184-188. Михаил Астапенко, историк, писатель.