В какой-то момент в будущем, когда душа Марка Цукерберга вознесется на небеса и будет стоять за жемчужными вратами, наблюдая за роликами своей жизни в Instagram, сегодняшний день станет днем расплаты для 37-летнего генерального директора Meta Industries, материнской компании Facebook, Instagram и WhatsApp. Вот он, незадолго до 4 часов дня, готов отчитаться о доходах своей компании за четвертый квартал. Он знает, что они не будут восприняты хорошо — редкость для технического волшебника, который построил империю, независимо от того, сколько разоблачителей, русских ботов и антитехнических кампаний мир бросил на это. Но этот отчет покажет кое-что другое: то, как он действовал, больше не работает, что конкуренты перехитрили его, и что его видение будущего в метавселенной не разделяется реальным миром. Это было бы неподходящее время и, возможно, признак того, что его момент прошел.
Все это говорит о том, что Meta, компания с рыночной стоимостью 900 миллиардов долларов в 3:59 вечера, внезапно стоила около 720 миллиардов долларов всего 30 минут спустя, что отражает впечатляющее падение на 22 процента в нерабочее время для одной из крупнейших и наиболее влиятельных компаний в мире. В основе резкого падения лежат две вещи: потеря 3,3 миллиарда долларов в попытке воплотить свои амбиции в метавселенной в реальность и замедление доходов от рекламы. Часть этого исходит непосредственно от Тима Кука, генерального директора Apple, который начал блокировать отслеживание рекламы на своих устройствах. Это проблема, потому что то, что сделало Facebook и весь набор связанных с ним приложений такими успешными в первую очередь, заключалось в том, что они были лучшие в рекламе и могли зарабатывать больше денег, чем их конкуренты. Другое дело, признал Цукерберг, что люди просто тратят больше времени на просмотр видео на TikTok. “Хотя наше направление ясно, похоже, что наш дальнейший путь не совсем точно определен”, - сказал он во время звонка инвесторам после публикации отчета. Может ли что-нибудь быть менее вдохновляющим для ушей Уолл-стрит? Каждый движется в направлении зарабатывания миллиардов долларов — это путь. В этом-то все и дело!
И теперь, после многих лет предсказаний о том, что придет расплата, похоже, люди наконец-то отказываются от приложений. Возможно, это была Фрэнсис Хауген, разоблачитель, которая этим летом выпустила шквал внутренних документов, которые показали, что компания знала, что ее продукты наносят вред психическому здоровью детей именно в то время, когда она пыталась внедрить Instagram для детей младше 13 лет. Какова бы ни была причина, его ежедневные активные пользователи фактически сократились по всему миру, а база пользователей в США и Канаде остается неизменной с первого квартала 2020 года. Да, компания по-прежнему получила прибыль в размере 39 миллиардов долларов за год, ошеломляющая сумма, как бы вы ее ни срезали.
Иногда отчет о прибылях приводит к резкому падению цены акций только для того, чтобы она снизилась примерно через час, когда руководители компании успокаивают Уолл-стрит, говоря, что все не так плохо. На этот раз все пошло не так. На самом деле цена Facebook продолжала падать еще ниже. Цукерберг своим фирменным гнусавым протяжным голосом, казалось, признал, что ситуация поворачивается против бизнеса, которым он руководит уже 18 лет, начиная с этой недели. “Баланс контента, который люди видят в лентах, немного смещается в сторону материалов, которые не исходят от их друзей, которые они могут обсуждать со своими друзьями, но это своего рода смещение в сторону более публичного контента”, - сказал он. В результате получается, что вуайеристское поведение, которое сделало социальные сети такими прибыльными, какими мы их знаем, — о чем говорят мои друзья? За кого вышла замуж моя бывшая школьница? — на самом деле начинали исчезать.
Цукерберг готовил акционеров к этому. Когда этим летом он выпустил свое длинное, пугающее видео о метавселенной — сокращение для иммерсивного Интернета, который больше похож на видеоигру, цифровое пространство для продажи неограниченной рекламы за пределами экрана вашего телефона — он был откровенен, что пройдут годы, может быть, десятилетие, прежде чем это действительно начнет действовать. Во время телефонного разговора о доходах он сказал, что, по его мнению, в Интернете произошла своего рода эволюция - от текста к картинкам и коротким видеороликам, и следующим скачком станут 3D-аватары, которые будут использоваться для таких захватывающих вещей, как деловые встречи и конференц-звонки. Безусловно, всех тошнит от Интернета в том виде, в каком он есть сейчас. Вот почему так много людей пытаются придумать Web3, слабо определенную группу модных слов, которые означают что-то вроде блокчейна, ядда-ядда. Но Уолл-стрит всегда смотрит в будущее. Он готов швырять смехотворные суммы денег людям, которые мечтают о большом, даже если они не зарабатывают деньги — просто спросите Илона Маска. Если бы люди покупали версию будущего Интернета Цукерберга, они были бы более взволнованы тем, как он потратил почти 10 миллиардов долларов в прошлом году на его создание. На данный момент Facebook все больше и больше напоминает прошлое.