30,5K подписчиков

Утраченные храмы Петербурга: шедевры, которых больше нет. Часть 1: храмы, построенные до 1850 года

1,7K прочитали

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично. Однако сегодня я не смогу так сделать, ибо церкви, о которых я расскажу вам в данной статье, более не существуют - они были снесены, и единственное, что я смог сфотографировать - это то место, на котором когда то находились эти шедевры архитектуры.

В 1917 году в России насчитывалось 79 тысяч церквей и монастырей.В 1991 году в нашей стране осталось всего лишь 7,5 тысяч храмов. Все остальное было снесено. В эти страшные цифры даже сложно поверить: в советское время было утрачено 90% церквей!

И тут нужно сразу отметить: подавляющее большинство храмов представляло архитектурную и историческую ценность, и, разумеется, все они были важны с точки зрения культуры: в прежние времена вокруг церквей формировались города, они были центром притяжения местных жителей, а также главным источником искусства. И во многих городах старинные храмы - главное их украшение и главная историческая реликвия! И Петербург не исключение: пускай он и является молодым и прогрессивным (по европейским меркам) городом, однако добрая половина его достопримечательностей и символов - храмы.

Неважно - атеист вы или верующий человек, всё равно вы должны понимать, что такое отношение к одному из важнейших культурных аспектов России - настоящее варварство!

И сегодня я хотел бы рассказать вам о самых прекрасных храмах, которых лишился Санкт-Петербург в советское время. Герои моей статьи были построены в промежуток между 1753 и 1842 годами - это самые старые храмы города, на которые поднялась рука у сносителей!

Церковь Успения Пресвятой Богородицы "Спас на Сенной"

Дата постройки: 1753-1761 годы
Адрес: Сенная площадь, 2
Архитектор: Франческо Растрелли, Алексей Квасов, Луиджи Руска, Григорий Карпов

Самой старинной церковью, снесённой в советское время в Северной столице, является храм Успения Пресвятой Богородицы "Спас на Сенной", построенный в 1761 году по проекту Растрелли и Квасова. Однако в дальнейшем храм ещё несколько раз реконструировался: в 1817 году Луиджи Руска перестроил колокольню, которая к тому времени повредилась от неравномерной осадки грунта (прямо как ступени станции метро Сенная площадь в наше время - но об этом позднее), 1835 году архитектор Мельников переделал купола и своды храма, а в 1867 году зодчий Карпов сделал то же самое ещё раз, придав куполам новую форму. Обратите внимание, что над строительством и перестройками храма работали самые выдающиеся зодчие своего времени!

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.

В общем, храм на Сенной неоднократно перестраивался и обновлялся, а также рос в своих размерах - он был очень востребован у прихожан. Петербуржцы очень любили Спас на Сенной и готовы были биться за него, а потому храм не снесли даже в самые страшные для религии 1930-е годы. Храм оставался действующим вплоть до 1938 года, когда его насильно закрыли, а все его реликвии перевезли в Эрмитаж и в музей истории религии и атеизма.

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-2

Спас на Сенной пережил страшные военные годы, но не смог пережить второй волны борьбы с религией. В 1961 году храм был взорван, а на его месте возведён вестибюль новой станции метро "Площадь Мира" (ныне - "Сенная площадь").

Руины храма, 1961 год. Фото взято с сайта pastvu.com
Руины храма, 1961 год. Фото взято с сайта pastvu.com

Впрочем, оправдывать снос храма строительством станции метро не имеет смысла: фактически, здание вестибюля "залезает" на бывшее основание храма незначительно, лишь своим северо-западным углом (чёткие очертания бывшего храма удалось определить благодаря археологическим работам в 2011 году).

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-4

Более того, в 2003 году, в память о Спасе на Сенном была построена небольшая часовня - она располагается на заалтарной части старого храма, и своими очертаниями повторяет его северо-восточную часть.

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-5

Теоретически, Спас на Сенной можно воссоздать: но для этого придётся двигать или перестраивать вестибюль станции метро "Сенная площадь". Впрочем, его и так можно назвать "непутёвым", так как с ним связано сразу несколько неприятных историй: начиная с катастрофы 1999 года (у вестибюля обвалился козырёк) и заканчивая просадкой ступеней, которые так и не починили на момент выхода статьи. Так что встаёт вполне резонный вопрос - может быть этот вестибюль требует реконструкции? Вопрос сложный и дискуссионный, но могу сказать одно - со сносом Спаса на Сенной Петербург утратил одну из лучших своих доминант, и конечно хотелось бы, чтобы со временем Спас на Сенной вернулся на своё законное место!

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-6

Память о Спасе на Сенной до сих пор сохраняется в названии расположенной поблизости станции метро "Спасская", а также в названии Спасского переулка.

Церковь входа Господня в Иерусалим (Знаменская церковь)

Дата постройки: 1794-1804
Адрес: Площадь Восстания, 2, улица Восстания, 1, Невский проспект, 118
Архитектор: Фёдор Демерцов

Ещё одна огромная утрата для Санкт-Петербурга - Церковь входа Господня в Иерусалим, имевшая народное название "Знаменская" (по иконе Знамения Пресвятой Богородицы). Этот храм был построен в 1804 году по проекту зодчего Фёдора Демерцова.

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-7

Знаменская церковь была выдержана в стилистике высокого классицизма : мощный основной объём здания, с каждой стороны помещены ризалиты с треугольными фронтонами, нижняя часть фасада рустована. На фасады были помещены декоративные украшения: они находились в полукруглых нишах и внутри фронтонов.

Вплоть до конца 19 века Знаменский храм располагался на берегу Лиговского канала. Позднее канал засыпали. Фото взято с сайта citywalls.ru
Вплоть до конца 19 века Знаменский храм располагался на берегу Лиговского канала. Позднее канал засыпали. Фото взято с сайта citywalls.ru

Изначально Знаменская церковь была поставлена не в самом оживлённом месте: свою ключевую роль Знаменская площадь (а ныне - площадь Восстания) приобретала постепенно: сначала напротив храма был открыт Николаевский железнодорожный вокзал, ставший главным вокзалом Северной столицы, позднее был засыпан Лиговский канал, в связи с чем площадь была расширена. А в 1909 году между храмом и вокзалом был открыт памятник Александру III (в советское время его демонтировали, и позднее на его месте был установлен обелиск "Городу-Герою Ленинграду".

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-9

По итогу Знаменская площадь стала едва ли не главной площадью города - важнее её по статусу была лишь Дворцовая площадь. Ну а Знаменский храм был основной архитектурной доминантой площади!

Однако с приходом новой власти площадь ожидали большие изменения: оно и не удивительно - на ней располагалась сразу два символа старого мира, с которым так усиленно боролась новая власть: памятник Александру III как символ самодержавия и церковь Входа Господня в Иерусалим как символ религии.

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-10

Памятник был убран с площади в 1937 году - тогда же прошли и последние службы в стенах Знаменской церкви. Здание осталось стоять заброшенным - и это на одной из главных площадей города! С этим нужно было что-то делать, и к 1940 году был подготовлен проект перестройки храма под административное здание в стиле неоклассицизма. Но реализации этих планов город так и не увидел: к июню 1941 года храм был разобран до основания, однако построить на его месте что-то новое помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

Место на площади Восстания пустовало вплоть до 1955 года - именно тогда на месте Знаменской церкви был построен вестибюль станции метро "Площадь Восстания".

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-11

Надо признать, что этот вестибюль является красивейшим зданием метро в Петербурге: видно, что автор вестибюля хотел построить величественное здание, которое по своей красоте не уступало бы располагавшемуся здесь ранее храму. Но, на мой взгляд, выполнить эту цель в любом случае было невозможно: гражданская постройка, ещё и относящейся к метрополитену, вся красота которого обычно спрятана под землей, не может быть красивее старинного храма, построенного в 19 веке одним из лучших архитекторов своей эпохи!

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-12

Однако это единственный случай в данной статье, когда на месте церкви было построено действительно красивое здание, которое тоже можно назвать памятником архитектуры. Очевидно, что сносить вестибюль станции метро "Площадь Восстания" никто не будет, а потому и восстановить Знаменский храм, увы, не получится. Так что единственным упоминанием о нём останется мемориальная доска, размещённая на фасаде вестибюля станции метро.

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-13

Церковь святого апостола Павла при Обуховском заводе

Дата постройки: 1804-1826
Адрес: проспект Обуховской Обороны, 120
Архитектор: Андреян Захаров

Вопиющий случай пренебрежения своим архитектурным наследием был продемонстрирован в 1930 году - именно тогда был снесён храм Святого Апостола Павла при Обуховском заводе, построенный в 1826 году Андреяном Захаровым - автором одного из важнейших символов нашего города - Адмиралтейства!

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-14

Великолепный храм в стилистике классицизма был выстроен для рабочих императорской Александровской мануфактуры - первой в России механической бумагопрядильной фабрики! Однако своё привычное название храм получил в 1865 году, когда Александровская мануфактура была преобразована из государственной в частную - с этого началась история Обуховского завода, которому также перешёл и храм авторства Захарова.

Надо признать, что храм удивительно масштабен и монументален для своего расположения (этот район и сейчас считается почти что окраиной, а в начале 19 века это и вовсе был дальний пригород Петербурга). Храм имел форму креста в плане, каждая сторона которого завершалась массивным портиком. В центре же находился огромный купол, украшенный по аналогии с Троице-Измайловским собором: на его голубом основании располагались яркие золотые звёзды!

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-15

Храм был закрыт в 1928 году, а уже через два года его решили снести. Официальной причиной стало "расширение завода Большевик": и действительно, на месте шедевра архитектуры начала 19 века были построены два новых корпуса завода - оба административные, и оба с достаточно примитивной архитектурой. По всей видимости, места для "офисных" помещений завода в те годы не нашлось...

Одно из зданий, построенных на месте бывшего храма
Одно из зданий, построенных на месте бывшего храма

Церковь Сошествия Святого Духа на Охте

Дата постройки: 1833-1844 годы
Адрес: Большеохтинский проспект, д. 3
Архитектор: Неизвестно

Ещё один образец архитектуры классицизма, утраченный в советское время, находился ранее на берегу реки Охты - примерно в том месте, где ещё до основания Петербурга располагался шведский городок Ниен.

Однокупольный храм с тремя приделами, каждый из которых был украшен массивным портиком, был построен в 1844 году. Кто является автором этого монументального храма - загадка. Однако нет сомнения в том, что это был талантливый зодчий!

Фото взято с сайта citywalls,ru
Фото взято с сайта citywalls,ru

Рядом с церковью располагалась отдельно стоящая трёхярусная колокольня: она играла роль архитектурной доминанты Большой Охты. В целом церковь Сошествия Святого Духа более походила на провинциальный храм, что было вполне логично - полноценных и постоянных переправ в сторону Большой Охты в середине 19 века попросту не было, а потому эта деревня, которая, казалось бы, находилась по другую сторону от самого центра Петербурга - от Смольного, была крайне патриархальной и именно что провинциальной по своему облику и укладу.

Фото взято с сайта citywalls,ru
Фото взято с сайта citywalls,ru

Ну а храм был, без сомнения, главным украшением Большой Охты: пускай он был чуть скромнее других героев сегодняшней статьи, однако его красота, а также его архитектурная ценность - неоспоримы!

Фото взято с сайта citywalls,ru
Фото взято с сайта citywalls,ru

Даже после Октябрьской революции церковь Сошествия святого Духа пользовалась большой популярностью у прихожан, что, впрочем, не помешало государству закрыть её в 1929 году. А спустя год было решено снести храм.

Процесс сноса храма. Фото взято с сайта pastvu.com
Процесс сноса храма. Фото взято с сайта pastvu.com

С какой целью было решено сносить храм - решительно непонятно. Если в других случаях были найдены хоть какие-то, пускай и формальные, но всё-таки причины, то в данном случае снос произошёл просто в рамках борьбы с религией. На месте снесённого храма буквально образовался пустырь, который застроили лишь в 1970-х годах. На месте храма был возведён жилой дом, ставший завершающей частью ансамбля Свердловской набережной. И пускай здание выстроено по уникальному проекту, но думаю никто не будет спорить, что у храма архитектура была более интересной!

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-21

К слову, рядом с храмом в 1911 году был установлен бюст Петру I - место было выбрано не случайно, ведь именно со взятия Ниеншанца началась история Санкт-Петербурга! Однако бюст Петра был утрачен ещё раньше, чем церковь - он бесследно исчез в 1919 году, и лишь в 2003 году памятник императору был восстановлен.

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-22

Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы при Семёновском полку

Дата постройки: 1837-1842
Адрес: Загородный проспект, 42А
Архитектор: Константин Тон

Последний на сегодня храм был построен в 1842 году многострадальным архитектором Константином Тоном: получивший много критики ещё в дореволюционные времена, в советские годы Тон стал совсем уж ненавидимым зодчим, постройки которого планомерно сносились и в Москве (Храм Христа Спасителя), и в Петербурге.

Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы при Семёновском полку, на мой взгляд, является самой существенной потерей среди всего архитектурного наследия Тона в Петербурге.

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-23

Прекрасный храм, выстроенный в византийском стиле, и похожий по своим формам на Храм Христа Спасителя: вот только нужно понимать, что собор при Семёновском полку был спроектирован и построен раньше собора в Москве, так что именно он стал прообразом для столичного храма, а не наоборот!

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-24

Храм на Загородном проспекте постигла та же участь, что и все другие храмы в данной статье - в 1932 году его закрыли, в 1933 году снесли. Сделано это было принципиально, ибо смысла для сноса не было: на месте собора было разбито продолжение и без того немаленького Введенского сада.

В наши дни на месте храма была установлена памятная стелла. Однако в душе ещё теплится надежда, что этот храм ещё можно восстановить - благо место для него сохранилось.

На своем канале я люблю рассказывать вам об архитектуре Петербурга, показывая вам свои фотографии, сделанные специально для статьи - я стараюсь изучить каждого героя своего рассказа лично.-25

Заключение

Разумеется, я рассказал не о всех выдающихся храмах Петербурга, утраченных в СССР. Например, я не поведал вам о храмах, утраченных в советское время, но воссозданных в наши дни. Об этой положительной тенденции восстановления утраченного я уже писал в отдельной статье.

Кроме того, в данной статье я рассказывал лишь о старинных храмах. А вот в следующей статье я планирую рассказать о самых красивых и интересных храмах, построенных с 1850 по 1917, и снесенных в советское время. Я постараюсь выпустить вторую часть в начале марта, так что если эта тема вам интересна - подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение моего рассказа!