Жан-Этьен Лиотар – один из самых известных европейских портретистов своей эпохи, гениальный пастелист.
Особенности творчества Жана-Этьена Лиотара.
Художник владел всеми материалами, эмаль и масло, однако виртуозности достиг в работе пастелью.
Он шикарно передавал текстуру тканей, детали и покрой одежд, его картины – превосходный отчёт о моде того времени.
На портретах Лиотара натурщики изображены на простом фоне при характерном освещении. Многие произведения, выполненные на веленевой бумаге, выглядят гладкими, словно фарфоровыми.
Рецепт обработки бумаги, найденный в записях художника, включал пемзу и рыбный клей. В нескольких случаях мастер работал на специально подготовленном холсте.
В своём «Трактате о принципах и правилах живописи» он заявил о неприятии видимых штрихов пастели, аргументируя тем, что «они не встречаются в природе».
Чтобы достичь «эффекта эмали», Лиотар втирал пастель глубоко в поверхность, используя саму палочку, а не специальный стержень.
Это меняло отражательную способность материала по сравнению с более лёгким нанесением, и – особенно в сочетании со светимостью пергамента – придавало его работам особенный внешний вид.
Предполагается, что художник сам изготавливал пастель. Впрочем, химический анализ может показать, что гуашь на самом деле – это измельчённая пастель, смешанная с жидкостью. В ряде случаях крошечные сухие блики, возможно, нарисованы свинцовыми белилами.