Найти тему
Мастерская COLORPANDA

ЛИОТАР Жан-Этьен = Короли и Красивые женщины

Жан-Этьен Лиотар – один из самых известных европейских портретистов своей эпохи, гениальный пастелист.

Портрет главного османского визиря, возможно Хекимоглу Али-паша. Пастель. Лондон, Национальная галерея
Портрет главного османского визиря, возможно Хекимоглу Али-паша. Пастель. Лондон, Национальная галерея

Особенности творчества Жана-Этьена Лиотара.

Художник владел всеми материалами, эмаль и масло, однако виртуозности достиг в работе пастелью.

Он шикарно передавал текстуру тканей, детали и покрой одежд, его картины – превосходный отчёт о моде того времени.

На портретах Лиотара натурщики изображены на простом фоне при характерном освещении. Многие произведения, выполненные на веленевой бумаге, выглядят гладкими, словно фарфоровыми.

Рецепт обработки бумаги, найденный в записях художника, включал пемзу и рыбный клей. В нескольких случаях мастер работал на специально подготовленном холсте.

В своём «Трактате о принципах и правилах живописи» он заявил о неприятии видимых штрихов пастели, аргументируя тем, что «они не встречаются в природе».

Портрет молодой негритянки.Пастель. Сент-Луис, Художественный музей
Портрет молодой негритянки.Пастель. Сент-Луис, Художественный музей

Чтобы достичь «эффекта эмали», Лиотар втирал пастель глубоко в поверхность, используя саму палочку, а не специальный стержень.

Это меняло отражательную способность материала по сравнению с более лёгким нанесением, и – особенно в сочетании со светимостью пергамента – придавало его работам особенный внешний вид.

Предполагается, что художник сам изготавливал пастель. Впрочем, химический анализ может показать, что гуашь на самом деле – это измельчённая пастель, смешанная с жидкостью. В ряде случаях крошечные сухие блики, возможно, нарисованы свинцовыми белилами.

портрет Марии Антуанетты
портрет Марии Антуанетты