Найти тему

Когда клиент задаёт вопрос: "И что с этим делать?"

Распространенность в практике психолога вопроса от клиента "и что с этим делать?" задала мотивацию для написания этой статьи.

Пример. Клиент систематически опаздывает на сессии, не выполняет домашние задания. Вероятно, таким образом проявляется его сопротивление терапии. Когда психолог предлагает обсудить опоздания, клиент высказывает недовольство, воспринимая его интервенции как контроль. Психолог, давая обратную связь, отмечает, что клиент озабочен подконтрольностью. Он спрашивает, контролировал ли его кто-то в детстве. Клиент отвечает, что да, был контроль со стороны матери. Далее психолог задаёт вопрос, как клиент реагировал на её контроль. Клиент отвечает, что часто саботировал просьбы матери. Психолог, проводя параллель с настоящим, обращает внимание клиента на то, что сегодня в их терапевтических отношениях повторяется этот сценарий, только теперь клиент воспринимает психолога как контролирующую материнскую фигуру и саботирует его просьбы, которые не являются способом контроля, а лишь частью стандартных терапевтических отношений. Клиент отвечает:  "Пусть так. И что с этим делать?"

Важно отмечать для себя не только то, что сказал клиент, но то, как он это сказал. Он может произнести фразу тоном встревоженного человека, который просит о помощи, или требовательным, нетерпеливым тоном. Это тоже будет маркером его способа коммуникации с окружающими.

-2

Конечно, клиент имеет право получить ответ на вопрос "Что делать?". В данном случае - задействовать своё "наблюдающее Эго" - осознавать свою проекцию, отслеживать ошибки мышления (чтение мыслей, навешивание ярлыков, обвинение) с последующей коррекцией своего поведения.

Однако ответ может не удовлетворить клиента, потому что его навык осознавать ещё недостаточно развит, и ответ психолога окажется неудобоваримым куском пищи в его организме. При этом, для начала необходимо снизить градус недоверия клиента, ведь не факт, что слова психолога о том, что он проецирует, его убедили. Клиент может внешне согласиться, но продолжать думать, что психолог хочет над ним доминировать, сделав послушным и подконтрольным.

Есть много подводных камней относительно того, почему ответ психолога на вопрос "Что делать?" не устроит клиента и будет повторяться раз за разом.

-3

Почему клиент задаёт этот вопрос? Приведу несколько гипотез.

1. При схеме "недостаток самоконтроля" клиент быстро теряет долгосрочную цель терапии и мотивацию. Поэтому регулярное проговаривание целей, задач терапии, рекомендаций с подведением итогов в конце сессии может успокаивать и мотивировать клиента.

Возможно, такой клиент рос в дезорганизованной, хаотичной обстановке и испытывает потребность в заземленности, упорядоченности.

В когнитивно-поведенческой терапии психолог составляет концептуализацию случая клиента и делится с ним по просьбе этой схемой вместе с планом психотерапии. На каждой сессии клиентом задаётся повестка дня, в конце подводятся промежуточные результаты.

2. Клиент со схемой "зависимость" хочет, чтобы психолог взял за него ответственность и давал чёткие инструкции, что ему делать.

3. Обсессивно-компульсивный клиент со схемой "жёсткие стандарты" хочет держать всё под контролем и задавание этого вопроса позволяет ему чувствовать контроль над ситуацией.

4. Клиент со схемой "грандиозность" пытается таким образом контролировать психолога, играя в преследователя и превращая психологический кабинет в допросную с последующим обесцениванием ответа.

5. Клиент со схемой "Недоверие" будет думать, что психолог его обманывает, "тянет деньги" и не даёт чётких инструкций, волшебную таблетку, которая сразу поможет.

Вопрос "Что делать?" часто задаётся пограничными клиентами.

-4

Нэнси Мак-Вильямс отмечает, что клиенты с пограничной организацией личности испытывают недоверие к психологу, его интервенции нередко встречаются как атаки, интерпретации подвергаются обесцениванию, идентичность полна противоречий и интерпретации, связанные с ней, могут вызывать скепсис и враждебность. Пограничному клиенту гораздо сложнее взять полезное из терапии, ассимилировать полученный опыт, в отличие от невротика.

Картинки взяты с ресурса https://www.pinterest.ru/pin/67272588162268075/