Кто такие художники-монументалисты? Не каждый ответит на этот вопрос, но, тем не менее, многим из нас хорошо знакомы произведения этих людей, которые мы видим ежедневно в интерьерах станций метро и на фасадах общественных зданий.
Монументальное искусство — архитектурные и скульптурные композиции, живописные и мозаичные панно, рельефы, витражи, элементы ландшафтного и садово-паркового искусства.
Монументалистом был и Григорий Дервиз (1930-2019 гг.), ученик С.В. Герасимова, заслуженный художник России, скульптор, живописец, эмальер. Учился в высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском, 1951-1957). Много работал в архитектуре, владел различными техниками, предпочитая вечные материалы: стекло, металл, смальту, керамику, горячую эмаль, камень. Им создано более 30 крупных произведений в архитектурных сооружениях российских городов, а также в представительских зданиях ближнего и дальнего зарубежья. Среди работ, осуществленных в Москве, – парковые фасады главного портала и интерьеры Дворца пионеров на Воробьевых горах, гостиница «Москва», а также, интерьер станции метро Кузьминки.
Летом и осенью 1956 года Дервиз находился в экспедиции, в составе китобойной флотилии в районах Курильских островов Охотского моря по изучению китообразных, после которой, в 1957 году, создал цикл монументальных полотен, посвященных путешествию.
Часть коллекции хранится в фондах филиала музея-заповедника «Бородинское поле» - «Подъем кита на разделочную палубу», «Разделка китов», «Бирюзовое озеро. Остров Симушир».
Самой яркой работой цикла является ¬— «Бирюзовое озеро. Остров Симушир». На картине изображено уникальное озеро вулканического происхождения, которое находится на острове, входящем в гряду Курильских островов. Вот как отзывались о его природе заезжие туристы: «Неспокойное море, дикий остров, суровый климат, яркая, «сумасшедшая» красота». Немногие путешественники посетили недоступный до сих пор Симушир, а Дервиз стал тем, кто с натуры запечатлел его необычный колорит.
На фото :
Публикация подготовлена: хранителем музейных предметов
З. Мельниковой