Как-то так сложилось в определённый стереотип, что существуют де извечные два русских вопроса: кто виноват? и что делать?. Но так ли извечны они для русского мировоззрения? Оказывается, что скорее нет, чем да. Тогда откуда же могла взяться идея с "извечными русскими вопросами"?
XIX век для России был ещё и веком кризиса общественного сознания. В веке XVIII российское дворянство и слившееся с ним боярство окунулось во все соблазны западной цивилизации под лозунгом "Заветов Петра Великого", который, впрочем, даже престол свой так никому и не завещал. Некоторая часть купечества, мещанства (простых горожан), да и людей из низших сословий, которые поближе к господам: лакеи, повара и прочие, тоже переняли некоторые "цивилизованные" привычки и нравы от господ. Потому в XIX веке российское общество представляло собой благодатную почву не только для приживления идеологией, переносимых с Запада, но и для культивирования своих вариаций этих же идеологий.
Многим читателям Дзен наверняка знакомы имена Александра Ивановича Герцена и Николая Гавриловича Чернышевского. Оба эти деятеля претендовали на роль "властителей дум" и были довольно популярны в так называемой свободомыслящей среде. Пикантности прибавляли эмиграция Герцена А. И. и каторга и ссылка Чернышевского Н. Г. Свои идеи они излагали в том числе и в литературных произведениях. Так появились на свет роман Герцена А. И. "Кто виноват?" и роман Чернышевского Н. Г. "Что делать?". Оба произведения в чисто литературном смысле, честно говоря, довольно посредственные, хотя и каждое в своём роде. Герцен А. И. насаживает сюжеты как на шампур и при этом старается каламбурить, в большинстве случаев довольно глупо. Чернышевский Н. Г. всё время стыдливо и кокетливо извиняется, что он плохой писатель, и усыпает страницы своего романа советами как экономить в домашнем быту.
Как и положено напоминать о себе "извечным русским вопросам", романы "Кто виноват?" и "Что делать?" выходят в печати поочерёдно один за другим — в 1846 году герценовское творение и в 1862 году повествование от Чернышевского Н. Г. Поскольку во втором романе излагается в некоторых чертах утопическая концепция социализма, он удостоился куда большего внимания в СССР и даже вошёл в школьную программу по литературе.
На самом деле и тот, и другой образцы литературы критического реализма имеют повторяющуюся сюжетную линию: и там, и там присутствует главная героиня развитая девушка, которая тяготится психологической атмосферой своего семейства — Любовь Александровна в "Кто виноват?" и Вера Павловна в "Что делать?". В обоих романах находится герой, который через женитьбу выводит девушку из постылого семейства — Круциферский Дмитрий Яковлевич и Лопухов Дмитрий Сергеевич соответственно. И также в обоих романах присутствует ещё один герой, из-за которого разворачивается любовный треугольник: Владимир Петрович Бельтов и Александр Матвеевич Кирсанов. Оба романа в некоторой степени автобиографичны: Герцен А. И., как и Любовь Александровна, был незаконнорожденным отпрыском богатого и знатного отца; Чернышевский Н. Г. со своей супругой жил неким подобием современной "шведской семьи", как и Вера Павловна с Лопуховым Д. С. и Кирсановым А., хотя в романе это звучит несколько завуалировано.
Но есть и то, что является не повтором, а взаимодополнением одного сюжетного стержня другим. В романе Герцена А. И. есть свой тип модного в литературе первой половины XIX века "лишнего человека". Это Вольдемар (Владимир) Бельтов. Этакий идеально воспитанный и идеально образованный человек, который в России не может найти себе применения. И даже в личной жизни у него ничего толком не складывается, роман с Любовью Александровной он обрывает дабы не рушить её брак с Дмитрием Круциферским, который, впрочем, и так трещит по швам. В итоге для Бельтова В. П. остаётся один выход —эмиграция.
Кстати, интересная линия вырисовывается с гувернёром Владимира Бельтова швейцарцем по имени Жозеф. То, что он швейцарец — явный намёк на Жан-Жака Руссо. Его появление в семье Бельтовых вообще отдаёт мистицизмом. Жозеф по какому-то внутреннему побуждению отправляется пешком в Россию. Там он становится учителем одного единственного ученика, при этом требует оплату почти в 4 раза меньше предложенной. А с взрослением Владимира Бельтова и поступлением его в университет со слезами умиления покидает Россию. Ещё одна единственная встреча ученика и учителя произойдёт в Швейцарии незадолго до смерти последнего. И после этого некоторые литературоведы утверждают, что Герцен А. И. со своим "Кто виноват?" — основатель реализма в литературе.
Как логичное продолжение идеологической конструкции Герцена А. И. роман Чернышевского Н. Г. "Что делать?" вводит в качестве центральных персонажей так называемых "новых людей". Проблема "лишнего человека" Бельтова В. П. была в том, что он не мог "вписаться" в среду при всей своей жажде деятельности. То ли среда виновата была, то ли Жозеф его не так воспитал, то ли всё вместе. Но вот "новые люди" нашли в себе стержень для занятия общественно значимой деятельностью и выстраиванием хоть и странных с моральной точки зрения, но всё-таки личных отношений. Правда, масштаб этой деятельности может показаться не так велик. Но есть в романе один персонаж, которого принято считать революционеров, хотя кроме того, что это чрезвычайно целеустремлённый человек, все свои силы, деньги и помыслы мобилизовавший для какого-то загадочного дела. Этакий весьма привлекательный внешний облик для социальной угрозы — подготовки разрушения основ политической и общественной жизни.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.