Найти тему

Магистральные фильтры сжатого воздуха: какие бывают и зачем они нужны?

Оглавление

Сжатый воздух - очень распространённый энергоноситель, который используется в самых разных сферах производства. При этом важно понимать, что на разных производствах требования к сжатому воздуху будут совершенно разными: например, для шуруповерта на автосервисе будет очень хорошо, если в сжатом воздухе будет содержаться машинное масло в виде аэрозоля, а для фасовочной линии на пищевом производстве наличие даже небольших примесей нефтепродуктов может отправить в брак всю партию или вызвать судебные тяжбы с недовольными потребителями. Поэтому существует сложная система классификации сжатого воздуха, о которой мы писали ранее - также об этом можно посмотреть видео: https://zen.yandex.ru/id/6189e8f06ec2b45193aa78e2#video

Соответственно, подготовка сжатого воздуха необходимого класса - это довольно ответственная часть технологического процесса, и поэтому всем людям, связанным с производствами, где применяются пневматические устройства или производственные линии, будет полезно хотя бы примерно знать об этом. Фильтрация, наряду с осушением - один из важнейших этапов этой подготовки. Итак, какие бывают основные фильтры для сжатого воздуха и в чем их функция?

Внешний вид разных моделей

Разные модели фильтров CLEARPOINT от BEKO Technologies (Германия).
Разные модели фильтров CLEARPOINT от BEKO Technologies (Германия).

Внешний вид фильтров больше зависит не от их типа или класса, а от производительности, которая как обычно у всех производителей привязывается к производительности компрессора. От неё зависит размер колбы, который в первую очередь и определяет внешний вид (например, как у огромного фильтра с фланцевыми соединениями, который третий слева на этой картинке). Также отдельной категорией идут фильтры для пара - они и выглядят по-другому, например в линейке CLEARPOINT от BEKO Technologies они имеют корпус из нержавеющей стали и совершенно другие патрубки и вентили (на картинке - справа).

Большинство фильтров для промышленных пневмосетей для удобства технического обслуживания (снять колбу / поменять фильтр-элемент) встраиваются в магистраль трубопровода - поэтому они называются магистральными. На картинке это два фильтра слева - примерно так и выглядят все магистральные фильтры, за исключением того, что у большинства производителей колбы круглые, а серия CLEARPOINT от BEKO Technologies имеет колбу необычной формы, специально спроектированную для удобства откручивания.

за исключением того, что у большинства производителей колбы круглые, а у BEKO имеют своеобразную форму, спроектированную так, чтобы было удобнее откручивать.

Фильтры-водосепараторы

Или влагоотделители. Важно: это не осушители! Осушители (например как на этом видео) убирают из воздуха водяной пар, то есть воду в газообразном состоянии. А фильтры-водосепараторы удаляют капельки водного конденсата - то есть воду в жидком состоянии. Из этого вытекает и принципиальная разница в этих устройствах. Удалить капельную влагу достаточно просто - обычно она сама под действием силы тяжести скапливается в нижней части резервуара. Так происходит в ресиверах, где накапливается сжатый воздух, охлаждаясь (ведь по закону Бойля Мариотта он при сжатии нагревается) и выделяя конденсат - поэтому под ресиверами всегда ставятся конденсатоотводчики. Но в трубопроводах пневмосети, где воздух находится под давлением в 7 бар или выше, в нём постоянно возникают завихрения, которые перемешивают сжатый воздух и находящуюся в нём капельную влагу. Важно сказать, что в маркировках водосепараторов оычно присутствует буква W (Water). Принцип b[ действия мы разберем подробнее в одной из ближайших статей, следите за новостями канала!

Фильтры для масел и твердых частиц

Собственно, большинство фильтров для пневмосетей относятся именно к этой категории, ведь капельную влагу вывести достаточно легко, а снижением влажности занимаются осушители. А вот мельчайшие частицы пыли и нефтепродуктов убрать из сжатого воздуха довольно сложно. Правда, не для всех производств это кртично. Так или иначе эти фильтры работают по обычному для многих фильтров принципу - сжатый воздух проходит через несколько слоёв фильтрующего материала, который удерживает вредные примеси - аэрозоли масел (нефтепродуктов) и мельчайшие частицы пыли. Кому интересно - на сайте нашей компании есть подробная статья про устройство магистральных фильтров.

Устройство магистрального фильтра сжатого воздуха - основные элементы конструкции и рабочие узлы
Устройство магистрального фильтра сжатого воздуха - основные элементы конструкции и рабочие узлы

Фильтрация обычно произодится в несколько этапов (грубая / общая / тонкая / супертонкая очистка), и эти этапы примерно соответствуют классам сжатого воздуха. Ключевое слово - примерно! У каждого производителя была разработана своя система градации и свои буквы для обозначения степеней фильтрации. Например, у ULTRAFILTER это AA / PE / MF / SB / FF, у BEKO TECHNOLOGIES это G / F / SF... Разобраться в маркировках моделей практически невозможно, а точного соотнесения классам воздуха в этих фильтрах тоже нет. Поэтому в последнее время для всех универсальным способом стал размер твердых частиц, которые они гарантированно улавливают: для того, чтобы определить, какая степень фильтрации Вам нужна, достаточно сказать "мне нужен фильтр на 25 (5, 1, 0,1) микрон".

Сколько степеней фильтрации лучше?

Важно понимать, что в данном случае "больше" не равно "лучше"! Ведь при прохождении через каждый фильтр в пневмосети происходит падение давления сжатого воздуха. А каждое падение давления - это дополнительная нагрузка на компрессор - ведь 7 бар на выходе (или больше для "высокобарных" систем) никто не отменял. А любая дополнительная нагрузка - это рост затрат на электроэнергию. Вот и получается, что 4 степени фильтрации, может быть, дадут сжатый воздух и качественнее, чем 3, но при этом повысят эксплуатационную стоимость системы. Именно поэтому BEKO Technologies в своих новых сериях фильров CLEARPOINT перешла от четырех ступеней фильтрации к трем, сохранив и даже в каких-то случаях улучшив показатели очистки на выходе.

Угольные фильтры

Угольный фильтр-колонна CLEARPOINT V
Угольный фильтр-колонна CLEARPOINT V

И наконец, отдельная "каста" фильтров - это угольные фильтры, предназначенные для максимальной очистки от масляных загрязнений. Они нужны на таких производствах, как пищевая и фармацевтическая промышленность (фасовочные линии), микроэлектроника, лазерные станки (обдув линзы сжатым воздухом) и т.п. В этих фильтрах используется принцип адсорбции - то есть "налипания" микроскопических частиц масла на поверхность гранул активированного угля при прохождении потока сжатого воздуха через его массив.

На самом деле, фильтрация сжатого воздуха, его очистка от вреных загрязнений и примесей - тема довольно запутанная, и довольно сложно рассказать всё в одной статье. Поэтому мы регулярно будем возвращаться к отдельным аспектам фильтрации в наших материалах.

Следите за новостями, ставьте лайки и обязательно пишите в комментариях, какие темы из области подготовки сжатого воздуха вам хотелось бы раскрыть?