Почему запрещено курить в самолёте?
Курить в салоне самолёта нельзя. Это известно всем. Но почему? И как это влияет на полёт? Основных причин три.
- Курение может стать причиной пожара. Непотушенный окурок однажды повлёк за собой катастрофу. В 1973 году курильщик бросил окурок в корзину для мусора вместо пепельницы, что повлекло за собой пожар в хвостовой части самолёта, унесший жизни 123 человек.
- Курение нарушает права некурящих. Ведь даже в ресторанах когда-то были столики для курящих и некурящих, а потом и вовсе в силу вступил полный запрет. Так и в самолёте: кто-то курит, кто-то нет. Раньше системы кондиционирования не справлялись с отведением дыма, и смог проникал в зону для некурящих. От этого страдали люди с аллергией, беременные и другие пассажиры, не переносящие дым.
- Курение увеличивает расходы авиакомпании. Перевозчику придется дополнительно заниматься очисткой и заменой фильтров. Панели салона также могут желтеть, а пассажиры не всегда аккуратны с окурками и могут прожечь сиденье.
Электронные сигареты относятся к категории парогенераторов, и действие закона на них не распространяется. Брать вейп в самолёт — разрешено, но авиакомпании также ограничивают их использование на борту ввиду большого количества паровой завесы. Курить электронные сигареты нельзя также, как и обычные.
Почему в салоне есть пепельница и знак запрета курения?
Самая распространенная версия — самолёты с пепельницами были введены эксплуатацию до запрета. Однако, и в новых лайнерах есть пепельница. Зачем?
Представители авиакомпаний рассказывают, что пепельницы оставляют на крайние случаи для курильщиков со стажем. Чтобы они не выбрасывали окурки в урну, по правилам пожарной безопасности пепельницы должны быть. Таких курильщиков, конечно же, поймают дымовые датчики. Некоторые пытаются изловчиться, выдыхая дым в унитаз в туалете, прикрывают датчик одеждой, но редко остаются незамеченными.
Авиакомпания Россия сообщает, что с мая 2019 года зафиксирован 61 факт курения на борту, 47 из них было сдано в полицию.
Это интересно! По статистике 43% курящих могут без особого труда не притрагиваться к сигаретам свыше десяти часов.
История запрета на курение в мире
Курение на борту ранее было разрешено в полёте, но запрещено во время взлета, посадки и в моменты турбулентности.
Первый запрет на курение был введен в США Рональдом Рейганом в 1988 году, после него все авиакомпании США подписали указ о запрете на всех рейсах. После подобные запреты были введены в Европе.
В России последним российским авиарейсом, на котором разрешалось курить, был рейс "Аэрофлота" SU527 Москва-Шанхай, 30 марта 2002 года. После него был введен первый запрет. Авиакомпании начали выдавать курильщикам жвачки с никтоином, чтобы облегчить перелёт. В начале 2000-х годов другие авиакомпании также поддержали запрет. А в 2013 году вышел закон N 15-ФЗ, строго запрещающий курение на борту любого авиалайнера, совершающего любой по времени полёт.
Что будет, если покурить?
Официальный штраф за курение в России по по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ составляет от 500 до 1 500 ₽. А вот штрафы авиакомпаний бьют по карману сильнее: при обращении в суд перевозчик может выиграть до 500 000 ₽ на санобработку туалетной комнаты, системы вентиляции, на топливо и все убытки в случае совершения вынужденной посадки. Так сообщает авиакомпания Победа. В будущем пассажира могут внести в чёрный список.
По законодательству Канады курение на пассажирском лайнере наказывается штрафом до 5 тысяч долларов, но может караться и тюрьмой. В январе 2017 года Королевский суд Великобритании признал виновным Джона Кокса, который закурил на борту и спровоцировал настоящий пожар. Нарушителя приговорили к четырем с половиной годам заключения.
В Катаре в 2016 году на борту лайнера Qatar Airways был задержан русский турист, которому предложили два варианта решения проблемы: заплатить штраф 80 долларов или тюремное заключение. В Судане нормальная практика – получить 30 ударов плетью за отказ потушить сигарету на борту. В Китае могут наложить штраф, размер которого приравнивается к стоимости билета.