За семьдесят лет существования СССР люди порядком обленились. Одни, делали вид , что работают, а государство делало вид, что платит им зарплату. Но сразу после развала СССР, государство перестало делать вид, что платит зарплату. Большинство людей, привыкших к стабильной бедности, оказалось в нищете.
Как известно, люди в трудное время активизируют все свои силы, так произошло и в 90-е. Если бы не челночный бизнес, который просто спас экономику России в то время, неизвестно, что бы мы сейчас делали.
Легкий бизнес блогеров: "СВОЕ" производство и обещанные чудеса
Челночный бизнес в России начинался с Польши. Предприимчивые жители близлежащих районов, однажды заплатив двадцать долларов, на границе получали загранпаспорт. Дальше - дело нехитрое - перевести на чужую территорию то, что было у нас, и купить на вырученные доллары, то , что было у них. Ввозили, как правило, слитый бензин или спиртное - вывозили одежду и бытовую технику. Тогда в Польше уже был налажен сбыт китайских товаров, но позже его наладили и в России.
Китайцам понравились наши новоиспеченные предприниматели, они были не в пример менее требовательными, в отличии от европейских.
Самое хорошее в данном бизнесе было то, что он был неприхотлив, а также помогал совместить полезное с приятным. То есть, если у человека было хотя бы немного денег, желание, и он знал, куда и за чем ехать, то этого было вполне достаточно для успешного бизнеса. Купил в Тайланде носки по 300 рублей, продал в России оптом за один день, и наварил 1500 рублей. Это если продавать оптом, а если торговать в розницу, цена за носки возрастала уже не в пять, а в десять раз.
Пластические операции в СССР и первые тайные пациентки. Подсолнечное масло вместо силикона и очереди в Институт Красоты
Носки - бизнес неприхотливый, в отличии от шуб. Но одна из самых выгодных покупок челнока - "пушистое золото". Самые качественные шубы , конечно, жили в Греции. Их владелицы до сих пор носят свои пушистые драгоценности с удовольствием, а прошло уже тридцать лет! Шубы покупали и в Турции , и в Китае, но китайские считались "не очень" и стоили дешевле всего.
Товар из Греции возили чаще всего на автобусах, так как это было гораздо дешевле, чем на авиарейсах. Вернее, сначала челноки долетали до Турции, а дальше пересаживались на автобусы.
Поначалу возили помногу шуб, но вскоре греческие таможенники запретили возить более, чем по 2 шубы. Тогда челночники придумали скатывать шубы в "мячики" и заматывать скотчем. Такие "мячики" хорошо помещались в машинном отделении.
Что касается "приятностей", то многие совмещали процесс покупки шуб с отдыхом на море. 1-2 дня работаешь, а дальше - пять дней отдыха!
МАФИЯ НИЩИХ в 90-е. Подробности о жизни миллионеров из трущоб
Стоит ли упоминать, что челночный бизнес был очень выгодным. Вот такая математика по накруткам была, в зависимости от страны:
Турция - товары можно было продавать в 3 и более раз дороже
Польша - до 6 раз дороже (например, кофе)
ОАЭ - до пяти раз дороже
Тайланд - до 10 раз дороже
Греция - до 2-3 раз и более (шубы)
Авиаперевозчики тоже быстро сориентировалась . Из самолетов повыбрасывали половину кресел и на освободившемся пространстве размещали тюки и баулы. Челноки были людьми неприхотливыми – располагались прямо на своих сумках . Как ни странно, но везло – огромный перегруз приводил лишь к погнувшимся при посадке шасси. Хотя возможно, последствия полуразвалившихся самолетов мы ощутили позже.
Не удивительно, что с 1992 года по 1994 год количество челноков выросло в разы, люди бросали основную работу, где месяцами не платили заработную плату и уходили в челноки.
Некоторые, за месяц торговли зарабатывали столько, сколько на своей работе не могли заработать за несколько лет...
Бизнес по-шашлыковски. "Шашлык-машлык" из 90ых и сейчас. Интересные подробности
Товар в Россию завозился практически беспошлинно. Именно поэтому, к середине девяностых магазины заполонили иностранной техникой. Помню, в детстве мечтала о иностранном двухкассетном магнитофоне, и моя мечта сбылась в 1994 году - купила его на первые заработанные деньги в 17 лет.
Но были и свои минусы в челночном бизнесе. Порядком отдохнувшие за семьдесят лет, не все, но многие советские граждане, были и в 35 и в 50 лет еще полны сил. Ведь и работа, чаще всего была не пыльная, и отпуск каждый год в санаториях при своем предприятии. Советское правительство следило за здоровьем своих граждан.
Но во время челночных поездок люди все равно очень уставали. Ведь приходилось таскать на себе и по 100 кг. А челночницами часто были женщины. Моя подруга занялась челночным бизнесом в 16 лет! Ее одну, родители отпускали в такие страны, как Греция, Турция, Венгрия. Одну, с большими деньгами, и она одна таскала тяжеленые сумки. Сейчас это немыслимо, чтобы кто-то из родителей отпустил бы свою единственную дочь в такие рискованные поездки. Ведь могли ограбить на каждом шагу. Наверное, и убить могли. Поэтому деньги прятали в трусы, лифчики. За то, уже к 18 годам моя подруга ходила в норковой шубе за 20 миллионов.
Эта всеобщая эйфория продолжалась до 1997 года, после чего мелкие челноки стали неконкурентоспособны, их заменили более крупные торгаши.
В 1998 году, после экономического кризиса, когда цена пачки сигарет выросла в три раза за один день, многие магазины разорились, и мелким челнокам вновь дали второй шанс, правда ненадолго. Кризис «опрокинул» бизнес в нашей стране, а отразилось это и за рубежом, так как все расчеты велись в долларах США, а он резко подорожал.
Уже к 2000 году челночный бизнес исчез совсем. Но его неоценимая польза для страны актуальна и сейчас. Челнокам были даже поставлены памятники во многих городах России.
Не могу не рассказать и о личном опыте. В 18 тоже стала подрабатывать челноком. Далеко не ездила, но все же накопила кое-какой капитал. Торговала футболками, джинсами и свитерами.
Ау вас, был опыт челночного бизнеса? Делитесь в комментариях о своем опыте, это всегда интересно! Подписывайтесь на канал, ставьте лайк, если понравилась статья.