Западные дела
Неизвестно из какого хуннского рода по матери происходил сын Модэ - Лаошан. Это и не важно - главное, что он был Хунн, а не китаец по матери. Он вполне мог быть и братом Модэ, так как последний по закону амангерства взял в качестве жены свою мачеху. И хоть один из её сыновей был убит Модэ вместе с отцом, но другие могли остаться в живых.
Модэ в 174 году до нашей эры оставил Лаошаню огромную империю, основные внешнеполитические задачи которой второй Шаньюй решил полностью. Теперь перед Лаошанем стояла задача укрепить государство и сохранить статус-кво.
Одной из главных задач было окончательно решить вопрос с Юэчжами (тохары), которые потеряв Восточный Туркестан, укрепились в Семиречье. Эту задачу Лаошан решил с помощью усуней, вытеснивших Юэчжей из Семиречья. Юэчжи в 165 году до нашей эры ушли в Среднюю Азию, где покорили княжества - осколки бывшего Греко-Бактрийского царства.
Ушли не все - часть юэчжей осталась в Семиречье и слилась с уйсунями, передав этому народу ненависть к Хунну. Но при Лаошане эта ненависть не нашла выхода, так как Хунну были сильны как никогда.
Западными соседями уйсуньского гуньмо (правителя) стали Кангюйцы и Согды. Эти мирные народы не стремились к войне, что в значительной мере способствовало усилению Уйсуней, которые получив излишек воинов из Юэчжей стали исподволь готовиться к противостоянию со своими бывшими союзниками Хунну.
Внутренняя жизнь Хунну при Лаошане
Пока Лаошан решал проблему с юэчжами китайцы все глубже проникали внутрь хуннского сообщества. Проникали они в виде того, что обычные скотоводы стали активно пользоваться благами китайской цивилизации. На столах у них вместо грубой мясо-молочной пищи появились китайские сладости и рис, а жёны кочевников все больше носили шелковые одеяния вместо грубой овечьей шерсти. И это способствовало тому, что кочевники стали зависеть от этих товаров и зачастую были готовы на все, чтобы их получить.
А ведь Китай при династии Хань усиливался, и уже было всё меньше возможностей для того, чтобы отнять эти вещи
В то же время, все эти вещи были нужны и Шаньюю, который расплачивался ими со своим чиновничьим аппаратом (у него стали служить беглые китайские чиновники, которые наладили бюрократическую систему).
Чтобы прокормить государственный аппарат Лаошан пошел на неслыханное - обложил налогами всех кочевников и потребовал от китайских властей разрешить прямую меновую торговлю между кочевниками и жителями Поднебесной. Если с первым кочевники кое-как согласились, то второе встретило сопротивление со стороны китайской власти, которая не разрешала не то, что торговлю китайцев с кочевниками, но даже обычные контакты (а для чего тогда строили Великую Стену?).
Набеги Хунну
Получив отказ в возможности приобретения шелка и риса за излишки кочевого хозяйства Хунну в 166 году начали совершать набеги на китайцев.
Им в этом активно помогало местное трудовое китайское крестьянство, которое так ненавидело своё начальство и его приспешников из Жунди (те охраняли стену) что сообщало обо всех передвижения ханьских войск разъездам Хунну.
Мудрый китайский император Вэнь-ди не имевший возможности для открытия свободной торговли со Степью (его бы загрызли свои аристократы, получавшие сверхдоходы от контрабандной торговли) пошел на уступки и согласился в 162 году до нашей эры выплачивать дань Хунну шелками и рисом.
Лаошан умер в 161 году и его сын Цзюньчэнь стал новым шаньюем.
Тот сразу взял быка за рога и воспользовавшись восстаниями в Поднебесной связавшись с их руководителями, вторгся в китайские земли. Это возымело действие и в 152 году до нашей эры китайский император Цзин-ди выдал за шаньюя китайскую царевну, а также пошел на беспрецедентный шаг, разрешив прямую меновую торговлю кочевников с китайскими крестьянами. Это было победой не только Хунну, но и китайского народа получившего право на продажу излишков своего труда.
Дунху и Динлины
После разгрома в 209 году Дунху они поменяли даже свой этноним став Ухуанями. Дунху были менее организованы чем Хунну и у них отсутствовал принцип родоплеменного строя. Дунху, а также их соседи сяньби с тоба жили аилами (стойбищами), которые организовывались на определенной территории кочевья путем совместного проживания не родственников, а нужных друг другу людей - ремесленников, кочевников, пастухов и воинов разной крови и языка. Это серьезно отличало организацию Ухуаней (а в последующем и монгол от других степняков) от Хунну.
Несомненным преимуществом Дунху (которая поможет им позже занять свое место в истории) была их выборная демократия, когда Ханов (военных вождей) выбирали на курултае (а не по происхождению как у Хунну). Но в тот период это не давало приоритета над Хунну, спаянных межродовой дисциплиной.
Европеоидные Динлины в Забайкалье и Прибайкалье, имевшие давние контакты с Хунну, не стали их данниками и скорее всего дополняли их цивилизацию. Они были рудокопами и кузнецами, ковавшими для Хунну острые мечи, а для их жён красивые украшения. Хунну не имели какой-либо власти над ними и скорее всего это были союзнические отношения.
Список статей по теме - История Хунну
Статьи канала "История и культура Евразии за февраль 2022 года"
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за неделю с 24 января 2022 года
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за январь 2022 года