Найти в Дзене

История Хунну - Величие кочевой империи при Лаошане и его сыне Цзюньчэне

Оглавление

Западные дела

Неизвестно из какого хуннского рода по матери происходил сын Модэ - Лаошан. Это и не важно - главное, что он был Хунн, а не китаец по матери. Он вполне мог быть и братом Модэ, так как последний по закону амангерства взял в качестве жены свою мачеху. И хоть один из её сыновей был убит Модэ вместе с отцом, но другие могли остаться в живых.

Модэ в 174 году до нашей эры оставил Лаошаню огромную империю, основные внешнеполитические задачи которой второй Шаньюй решил полностью. Теперь перед Лаошанем стояла задача укрепить государство и сохранить статус-кво.

Одной из главных задач было окончательно решить вопрос с Юэчжами (тохары), которые потеряв Восточный Туркестан, укрепились в Семиречье. Эту задачу Лаошан решил с помощью усуней, вытеснивших Юэчжей из Семиречья. Юэчжи в 165 году до нашей эры ушли в Среднюю Азию, где покорили княжества - осколки бывшего Греко-Бактрийского царства.

Миграция юэчжи по Центральной Азии со 176 года до н. э. по 30 год н. э.
Миграция юэчжи по Центральной Азии со 176 года до н. э. по 30 год н. э.

Ушли не все - часть юэчжей осталась в Семиречье и слилась с уйсунями, передав этому народу ненависть к Хунну. Но при Лаошане эта ненависть не нашла выхода, так как Хунну были сильны как никогда.

Западными соседями уйсуньского гуньмо (правителя) стали Кангюйцы и Согды. Эти мирные народы не стремились к войне, что в значительной мере способствовало усилению Уйсуней, которые получив излишек воинов из Юэчжей стали исподволь готовиться к противостоянию со своими бывшими союзниками Хунну.

Внутренняя жизнь Хунну при Лаошане

Пока Лаошан решал проблему с юэчжами китайцы все глубже проникали внутрь хуннского сообщества. Проникали они в виде того, что обычные скотоводы стали активно пользоваться благами китайской цивилизации. На столах у них вместо грубой мясо-молочной пищи появились китайские сладости и рис, а жёны кочевников все больше носили шелковые одеяния вместо грубой овечьей шерсти. И это способствовало тому, что кочевники стали зависеть от этих товаров и зачастую были готовы на все, чтобы их получить.

А ведь Китай при династии Хань усиливался, и уже было всё меньше возможностей для того, чтобы отнять эти вещи

В то же время, все эти вещи были нужны и Шаньюю, который расплачивался ими со своим чиновничьим аппаратом (у него стали служить беглые китайские чиновники, которые наладили бюрократическую систему).

Чтобы прокормить государственный аппарат Лаошан пошел на неслыханное - обложил налогами всех кочевников и потребовал от китайских властей разрешить прямую меновую торговлю между кочевниками и жителями Поднебесной. Если с первым кочевники кое-как согласились, то второе встретило сопротивление со стороны китайской власти, которая не разрешала не то, что торговлю китайцев с кочевниками, но даже обычные контакты (а для чего тогда строили Великую Стену?).

-2

Набеги Хунну

Получив отказ в возможности приобретения шелка и риса за излишки кочевого хозяйства Хунну в 166 году начали совершать набеги на китайцев.

Им в этом активно помогало местное трудовое китайское крестьянство, которое так ненавидело своё начальство и его приспешников из Жунди (те охраняли стену) что сообщало обо всех передвижения ханьских войск разъездам Хунну.

Мудрый китайский император Вэнь-ди не имевший возможности для открытия свободной торговли со Степью (его бы загрызли свои аристократы, получавшие сверхдоходы от контрабандной торговли) пошел на уступки и согласился в 162 году до нашей эры выплачивать дань Хунну шелками и рисом.

Лю Хэн как образец сыновьей почтительности слушает свою мать
Лю Хэн как образец сыновьей почтительности слушает свою мать

Лаошан умер в 161 году и его сын Цзюньчэнь стал новым шаньюем.

Тот сразу взял быка за рога и воспользовавшись восстаниями в Поднебесной связавшись с их руководителями, вторгся в китайские земли. Это возымело действие и в 152 году до нашей эры китайский император Цзин-ди выдал за шаньюя китайскую царевну, а также пошел на беспрецедентный шаг, разрешив прямую меновую торговлю кочевников с китайскими крестьянами. Это было победой не только Хунну, но и китайского народа получившего право на продажу излишков своего труда.

Дунху и Динлины

После разгрома в 209 году Дунху они поменяли даже свой этноним став Ухуанями. Дунху были менее организованы чем Хунну и у них отсутствовал принцип родоплеменного строя. Дунху, а также их соседи сяньби с тоба жили аилами (стойбищами), которые организовывались на определенной территории кочевья путем совместного проживания не родственников, а нужных друг другу людей - ремесленников, кочевников, пастухов и воинов разной крови и языка. Это серьезно отличало организацию Ухуаней (а в последующем и монгол от других степняков) от Хунну.

Несомненным преимуществом Дунху (которая поможет им позже занять свое место в истории) была их выборная демократия, когда Ханов (военных вождей) выбирали на курултае (а не по происхождению как у Хунну). Но в тот период это не давало приоритета над Хунну, спаянных межродовой дисциплиной.

Европеоидные Динлины в Забайкалье и Прибайкалье, имевшие давние контакты с Хунну, не стали их данниками и скорее всего дополняли их цивилизацию. Они были рудокопами и кузнецами, ковавшими для Хунну острые мечи, а для их жён красивые украшения. Хунну не имели какой-либо власти над ними и скорее всего это были союзнические отношения.

Список статей по теме - История Хунну

Статьи канала "История и культура Евразии за февраль 2022 года"

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы

Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за неделю с 24 января 2022 года

Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за январь 2022 года