Здравствуйте, товарищи! Сегодня хочу рассказать о том как это эксплуатировать мотоцикл 1987 г.в. производства СССР в качестве основного средства передвижения.
Часть первая - как я вообще докатился до жизни такой.
Что-то сподвигает людей на принятие странных решений. Коим и является покупка в здравом уме (а в здравом ли?) и твердой памяти "Урала" в 2019г. Надо сказать что оппозит - не первый мой мотоцикл, но явился мощным стимулом к моему становлению в ряды двухколесных - об этом как-нибудь позже. До этого были JAWA 350-634, Kawasaki ZZR600 бородатых годов убитый в хлам, с почти присутствующей второй передачей и прочими атрибутами спорт-турера из 90х, который в России обслуживали только в случае если он переставал ехать, потом Kawasaki ZX-6r после которого я "решил что больше никогда", но через несколько лет стало тоскливо, и я решил взять мотоцикл снова.
Урал! Потому что это мечта детства. Мечта которой я никогда не владел и толком на нем никогда даже не ездил. Так - на "колясыче" знакомого пару раз прокатился.
Посмотрев варианты был выбран мотоцикл за 16 тыс. рублей. Так как был опыт общения с советской техникой и твердое понимание того что мотоцикл все-равно делать придется, купленный за любые деньги. Плюсом данного экземпляра были ровные документы. На этом собственно плюсы заканчивались. Был приобретен в таком виде в деревне, "после капиталки" которая заключалась в подкидывании колец на правый цилиндр) Капитально!
Поскольку мот был куплен в сентябре и заводился исключительно по настроению (настроению мотоцикла, не моему) в тот год я так особо и не поездил. Потом была настоящая капиталка, ошибки в ремонте - но об этом тоже потом. А потом был сезон эксплуатации с пробегом 6800км. О нем и о впечатлениях приобретенных в это время и пойдет речь в статье.
Глава 2. Начало эксплуатации. Субъективщина
Осилив ремонт, процедуру постановки мотоцикла на учет, и наконец забрав его из деревни - на время ремонта мотоцикл хранился у бабушки. Своего гаража тогда еще не было в наличии. И вот теплым августовским вечером, прибыв в деревню на автобусе, под бабушкины вопли: "Ты что, идиот, на мотоцикле-то по трассе ехать, ты ж разобьешься!"
"-...ну да никогда не ездил по трассе и вот опять в очередной раз выезжаю)" - в слух я конечно этого не сказал - спорить с бабушкой занятие крайне бесперспективное и под мерное бурчание свежесобранного мотора я двинул в сторону города... После того как не садился несколько лет на мотоцикл это был неописуемый кайф. Приятный ветерок, теплый воздух от цилиндров по ногам. Воздух свободы одним словом. Доехал быстро, мотоцикл несмотря на не самые ровные колеса уверенно стоял в полосе, легко держался с потоком на трассе. Крейсер в 90-100км/ч при ускоренной "девятой" паре для него оптимален. Впечатления дарит сугубо положительные .
Глава 3. Объективно
Если коротко владение оппозитом в наше время что-то схожее с владением "Москвичом - 408" - в принципе реально, и ездить можно - ничего такого, но на это мало кто отважится. Иначе каждый день вы бы видели в проезжающем потоке множество и того и другого.
И теперь, наконец, про эксплуатацию. Условия: город миллионник, парковка - на улице под домом, работа за городом 20км в одну сторону, пять дней в неделю, ездим на работу каждый день с середины августа по конец ноября в любых погодных условиях. Вечером ездим на покатушки с друзьями-мотоциклистами.
Начнем разбирать по пунктам. Буду говорить из опыта вопросов которые в основном мне задавали люди подходящие на улице и именно в порядке частоты их задавания.
Та животрепещущая тема которая волнует наверное всех в первую очередь - надежность:
Никто конечно не поверит, но ничего особо не ломалось) по крайне мере так чтобы я хоть раз не уехал домой. Список серьезных поломок за 6800км:
1. Порвался трос сцепления. Стоял старый - сгнил внутри кожуха. За несколько перекрестков от дома. Доехал втыкая передачи ходом, попутно получая клювом заднего сидения по почкам каждое переключение. Следующий день благо был выходной - доехал купил новый и заменил.
2. Открутился модулятор бесконтактной системы зажигания - при сборке забыл подложить гровер. Устранил прямо на обочине дороги сняв крышку зажигания.
Это все! Больше ничего не доставляло хлопот. После первых пройденных 700км отрегулировал клапана. После 4000 км еще раз отрегулировал клапана, помыл карбы и заменил специальные мелкие мото-фильтры из магазина за 30р, обычными от жигулей - ибо предыдущие ничего не фильтровали.
Проблемы по независящим от меня причинам:
Любители посидеть на чужом мотоцикле свалили во дворе мот - поломали ручку сцепления, поцарапали полированную крышку клапанов.
Еще один раз слили бензин - заглох на трассе по причине того что кончился, ну пришлось толкать пару км до заправки.
Несерьезные поломки:
Сгорели лампочки правого переднего указателя поворота, контрольная лампа указателей поворота, лампа подсветки спидометра.
Порванный трос спидометра.
Соскочила упорная шайба с кардана - вилка терла об маятник.
Урал мотоцикл вполне надежный при должном обслуживании и уходе. Простой как лом, при условии его полного досконального и качественного ремонта - ломаться в нем становится просто нечему.
Расход. Вторая животрепещущая тема.
Все мне говорили: Урал. Да ты что!? Он будет жрать как "Нива"!
Так вот это далеко не так. Говорят это как правило ребята на мотоциклах с убитым движком и на советских карбах из которых бензин льется на землю даже больше чем в двигатель.
Реальный расход на карбюраторах pz-30 с исправным мотором на одиночке:
Трасса 4,2-5л на 100км. Без резких ускорений, торможений и при скорости 90-100км/ч.
Город 5-8л на 100км. Чтобы добиться последней цифры надо жарить как дьявол. При спокойной езде можно вполне уложится в 6л. Много ли это для мотоцикла с двигателем рабочим объемом в 650см^3 который восходит конструкцией к 30-м годам прошлого века? Наверное нет. Да и вообще он не про экономичность, экологию и вот это вот всё.
Ощущения от езды и динамические характеристики.
Спорные. После современного мотоцикла всерьез и ежедневно на нем ездить сможет не каждый, технологии давно ушли вперед. Тут стоит вспомнить про аналогию с "Москвичом - 408" в начале этой части статьи.
Ходовка образца середины прошлого столетия, тормоза - оттуда же.
Барабаны спереди и сзади конечно неплохо осаживают мотоцикл с развиваемых им скоростей, но хватает их на пару-тройку интенсивных торможений. Потом - им нужно дать остыть иначе их эффективность кратно снижается. Зато оберегает от необдуманных поступков на дороге и разного рода лихачества.
Рулежка... обычная, как и на всех "классиках", но с поправкой на низкий центр тяжести. "Подламывающийся" в поворотах задний маятник который вообще характерен для любого мотоцикла с двумя амортизаторами сзади.
Разгоняется мотоцикл гораздо лучше чем тормозит, особенно до 100 км/ч. Мотор тяговитый, момента хватает, здорово подхватывает с низов, можно даже на заднем колесе ездить, но не нужно - быстро кончится двухрядный подшипник в редукторе от таких приколов.
Коробка с четкими и плавными переключениями, нейтраль ловится легко. Но справедливости ради коробка у меня "днепровская". Родная таким похвастаться, увы, не может. Зато есть задняя. Выкатывать мотоцикл с парковки руками - не нужно. Такое барство есть еще по-моему только на "голде".
По габаритам: Мот здоровый, ломиться по узким междурядьям аки на скутере - не получится. Двигатель мешает не сильно, но с непривычки им можно что-нибудь притереть. Там где получилось бы сманеврировать рулем - сманеврировать мотором не выйдет.
По динамике. Мотоцикл вполне способен держаться в колонне с вашими товарищами на современных мото. Если ваши товарищи конечно не психи и не фигачат колонной по городу 120км/ч с резкими ускорениями. Но по крайней мере ты не последний, держишься со всеми и тебя никто не ждет. Едет на все свои 30 с копейками лошадей.
Вообще я бы провел еще одну аналогию - со старыми американскими автомобилями. Большой мотор с хорошим моментом, но с совсем не выдающимися мощностными характеристиками, едет хорошо - но только прямо. Рулится и останавливается - уже не очень.
Это основные причины почему почти никто не эксплуатирует такие мотоциклы. Моральное устаревание конструкции. Ну и то что практически всегда такой мотоцикл требует полного перебора каждого своего узла, а это долго и дорого, а если чужими руками и качественно - очень дорого. А за 200 тыс. рублей большинство людей предпочтет что-то другое. Этот мотоцикл надо любить - только тогда он будет иметь право на существование. Если реально использовать его как утилитарную машину на каждый день и с требованиями как к современному мотоциклу он скорее доставит владельцу больше негатива, нежили позитива.
Внимание на дороге и на парковках.
Скажу так - не любой новый и дорогой мотоцикл собирает на себе столько взглядов и желающих поговорить с тобой о пунктах описанных выше. Мотоцикл интересен многим, подходят, общаются, часто фотографируют, просят сфотографироваться. Мне, как интроверту, было даже местами тяжеловато ибо в редкий день не подходил вообще никто, в основном желающих пообщаться было хоть отбавляй. И молодежи, и старшего поколения.
Вот так и закончился мой первый мото-сезон на оппозите. После чего мот отправился на зимовку.... В прихожую.
#мотоцикл
#мотоцикл урал
#свидетель оппозита