Ура, россияне, мы скоро будем летать на отечественном самолете «МС-21». Так по крайней мере можно расценивать радостное сообщение главы Минпромторга Д. Мантурова: получен сертификат «типа» на «МС-21». Однако, стоит ли верить словам Д. Мантурова? Для полного понимания, думаю, надо начать с самого начала проекта «МС-21». 1897 год — началась разработка «ЯК-242» (на основе самолета «ЯК-42») с 2 двигателями «ПС-90А12», а в 1992году состоялась защита эскизного проекта «ЯК-242». На основе наработок по «ЯК-242» и был спроектирован «МС-21». Окончательная разработка «МС-21» была завершена в 2002 году. И только в 2008 году, после полноценного госфинансирования, начались полномасштабные работы по программе. Главной «изюминкой» в проекте «МС-21» было так называемое «черное крыло», т. е. крыло из углепластика (КМ — композитные материалы), хотя в «Airbus А350» доля композитных деталей более 50% и это уже второе крыло из КМ, т. к. первое крыло было установлено и опробовано на самолетах ВТА «A400M». Однако, в 2012 году выяснилось, что для диффузной технологии(которая нигде в мире не применяется) отечественные КМ не подходят. Тогда были выбраны КМ американской компании «Hexcel». Новначале2019года, из — за санкций, поставки КМ в Россию прекратились. Первое отступление: КМ на то время было приобретено всего для 6 самолетов, на одном из которых, впоследствии, были установлены российские двигатели «ПД-14» («МС-21-310», полет в середине декабря 2020 г.). Ну как и положено в России, начались срочные поиски и розработки отечественных КМ, которые в конце — концов было преодолены и в конце 2021 года самолет с крылом из отечественных КМ взлетел. Словам Д. Мантурова вторит глава «Ростеха» С. Чемизов: полученный сертификат на «МС-21» подтверждает то, что «МС-21» готов к серийному производству. Вот это да!!!! Либо ни Д. Мантуров, ни С. Чемизовне понимают о чем говорят, либо скрывают настоящее положение дел, чтобы потом выпрашивать финансирование на окончание проекта «МС-21». Вспомните первое отступление: построено 6 самолетов «МС-21» (крыло из импортных КМ), один из которых с «ПД-14», т. е. получен сертификат «типа» всего на 5 самолетов(о каком серийном производстве может идти речь?). А ведь надо провести сертификацию и с двигателем «ПД-14». Раз уж крыло из отечественных материалов, то нужна сертификация и с двигателем «PW1400G» и с «ПД-14». Итого: нужно пройти еще 3 сертификации. Так что, россияне, вам еще долго придется летать на «Боингах» и «Аэрбасах».
Статья вас заинтересовала?
Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.