Мы в конце прошлого года писали, что в Ростове-на-Дону состоялся Азово-Черноморский научно-промысловый совет. На нем учёные и рыбаки обсуждали различные вопросы связанные с промыслом в Черном и Азовском морях и как сохранить и объём лова, и биологическое разнообразие в пределах бассейна.
Это мероприятие ежегодное, но впервые на него пригласили выступить с докладами о гибели китообразных в орудиях лова две некоммерческие организации - Научно-экологический Центр спасения дельфинов «Дельфа» (Краснодарский край) и Центр спасения и реабилитации морских млекопитающих АНО «Безмятежное Море» (Крым).
Обе природоохранные организации рассказали о своей работе, а также о собранной информации о погибших дельфинах. По большому счету, до них никто этим так плотно не занимался и масштабов проблемы не знали.
Крымчане с апреля 2017 по сентябрь 2021 насчитали 2381 погибшего дельфина. А Центр из Краснодарского края сообщил еще о более чем 1000 погибших морских млекопитающих с 2018 года.
При этом, крымчане озвучили в своем выступлении еще более страшную цифру - в Чёрном море смертность одной только азовки при вылове камбалы оценивается в 20 тыс. особей ежегодно!
Несмотря на аргументированные доводы со стороны зоозащитников, промысловики отрицали проблему.
Известно, что рыбаки, чтобы замести следы случайного прилова дельфинов, привязывают к их хвостам камни.
Так в прошлом году в Крыму на дне моря экологи обнаружили сразу несколько дельфинов, к хвостам которых для утяжеления были привязаны камни. По словам волонтеров, таким образом рыбаки, ведущие промысел, пытаются скрыть гибель морских млекопитающих, попавших в сети.
И таких кладбищ китообразных может быть немало.
Картина жуткая и зловещая, невольно на ум приходят рассказы о лихих 90-х, когда в водоемах находили утопленников с булыжниками на шее или на ногах.
— Чаще всего дельфины попадают в сети, с помощью которых ловят камбалу-калкан, — рассказала биолог Анастасия Коростелева газете “Комсомольская правда”. — Они сделаны из прочной лески, у них большой размер ячейки. Ко дну такие сети крепятся с помощью тяжелых грузов. Под водой они практически не видны. Их еще называют «жаберные». Рыбы, попадая в такие донные сети, застревают в полотне из лески преимущественно жаберными крышками. В таких сетях запутываются и дельфины, начинают в них биться. Пытаясь выбраться из ловушки, они еще больше запутываются в сетях. Леска крепко удерживает их на дне. Не имея возможности всплыть за воздухом, они гибнут от асфиксии.
Погибших дельфинов рыбаки достают из сетей и выбрасывают обратно в море. Чаще всего эти млекопитающие запутываются в сетях хвостами. Чтобы их легче было вытащить, рыбаки отрезают дельфинам хвосты.
— А случается, что их притапливают, привязывают к млекопитающим камни, чтобы их никто не нашел. Наши волонтеры-водолазы недавно случайно на дне моря нашли дельфинов, к хвостам которых были привязаны камни. Но чаще всего погибших дельфинов мы находим на берегу. Через какое-то время в процессе разложения тела всплывают, и их волной выносит на берег. Это происходит по всему Черноморскому побережью.
Рыбаки, в чьих сетях погиб дельфин, по закону должны прекратить промысел и сообщить о ЧП в контролирующие органы, которые займутся расследованием. Но мало, кто это правило выполняет, так как на кону деньги, которые никто не хочет терять.