Как ремонтировали дороги при царе-батюшке и про уральскую "шоковую терапию" 19-го века
Есть на канале серия статей "Спирали" - про то, как исторические события повторяются снова и снова ("История движется по спирали" (с))
Пока искал данные для следующей части "Кино", попался мне такой любопытный материал для "Спиралей", что просто никак не могу удержаться, чтоб им не поделиться.
Итак, цитаты из книжки В. И. Немировича-Данченко (старшего брата известного театрального деятеля) "Кама и Урал", издание 1890 г. - очерки его поездки по Каме и Уралу в 1880-е годы - даже и комментировать их не буду, "спирали" любой увидит.
"Земские деньги хороним"
[описание дороги и ремонта. стр 503-504]
… Еще хорошо. гдѢ остался клочок старой дороги неисправленнымъ – тамъ хоть дышать можно, но на ремонтированныхъ участкахъ – невыносимо. Это какия то рельефные карты Гималаевъ. <…..>
У самого моста ямщикъ нашъ взялъ влѢво, сползъ съ косогора по цѢлинѢ и опять поднялся на дорогу.
Оказалось, что за ней зiяетъ огромная яма.
— Давно ли она у васъ тутъ ?
— Да недѢли двѢе уже. Чиновникъ прiѢзжалъ – смотрѢлъ. Сказывают, еще прiѢдетъ – смотрѢть будетъ.
— Чего же смотрѢть то ?
— Очень ему любопытно… Он вѢдь не даромъ смотритъ. Онъ за просмотръ деньги беретъ. Ему этакая яма за первое удовольствiе.
Ну и как, собственно, ведется ремонт (стр 535):
За Бисертью, на сибирскомъ трактѢ, толпы рабочих.
— Что дѢлаете, братцы ?... спрашиваемъ.
— Земскiе деньги хоронимъ ! – дорогу портимъ ! – кричатъ намъ въ отвѢтъ они.
Массы вѢтвистых жердей без толку валять на шоссе. На жерди льютъ полужидкую грязь зачѢм то. Мужики смѢются.
— Тутъ еще вчера можно было проѢхать, а вотъ поправимъ – никому пути не будетъ.
"Французский год"
Мало кто задумывается, что отмена крепостного права в 1860-м году стала для России в некотором смысле периодом "перестройки" и смены формации.
Особенно это сказалось на уральской промышленности - еще Петр I обеспечил им рабочую силу, тупо прикрепив к заводам крестьян, работавших на заводах фактически по принципу барщины; нопосле 1860 г такая лафа для промышленников закончилась, и им пришлось "оптимизировать" и "модернизировать" производство.
Как раз незадолго до этого закончились Крымская и очередная "Холодная" войны с Западом - мир, дружба, жвачка.
И уральские заводчики пригласили к себе на помощь передовых цивилизованных людей - в данном случае французских и бельгийских капиталистов - чтобы, значит, провести "шоковую терапию" во имя российского процветания.
[стр 352 и далее] …. Они обратились за помощью къ компанiи французскихъ и бельгiйскихъ банкировъ. Сюда управлять дѢломъ явился нѢкто Жюль Пикъ. Подъ его руководствомъ оно еще больше разшаталось [но он скоро умер] <……>
Тутъ-то и наступилъ знаменитый «французскiй годъ», о которомъ съ ужасомъ вспоминаетъ все населенiе этого края.
Бельгiйцы налетели сюда еще ранѢе <….> ; теперь же они принялись расхищать все, что можно было расхитить. Приглашая эту компанiю, Всеволожскiе думали отдѢлаться отъ опеки, чего они и достигли, но изъ чистилища они попали прямо в адъ. Компанiя, взявшаяся уплатить долги ихъ, ураганом ворвалась въ заводы, которые были въ это время похожи на средневѢковые города, отданные на грабежъ <…..>. Все, что только могло быть продано, бельгiйцы продали. Не работали, а просто грабили. Какая-то оргiя началась здѢсь. Стали снимать чугунные полы, устои под водопроводными трубами, чугунные лѢстницы. Короче, весь чугунъ, все, что только можно передѢлать въ желѢзо, даже заслонки отъ печей. Вытаскивали съ этой цѢлью связи, снимали съ крышъ желѢзные листы, снимали съ дверей скобки и самыя двери сжигали вмѢсто дровъ въ печахъ. Балки, кровли пошли туда же; заводъ оказался без крыши. <…> Приступили наконецъ… къ чему бы вы думали ?... К съемкѢ чугунного пола в церкви <…..> ДѢлали все в долгъ, не платя никому ни копѢйки. Задолжали всѢм: древорубамъ, угольщикамъ, возчикамъ, подрядчикамъ, служащимъ въ конторѢ. Не было такого мальчугана или дѢвчонки, которымъ бы они не были должны заработанныхъ денегъ. <….> Крестьяне ходили как помѢшанные , пить съ горя начали, пока было на что, потом и Ѣсть-то приходилось рѢдко. <….>
Оргiя разгоралась все больше и больше, разоренiе все усиливалось и усиливалось; между рабочими начались самоубийства. Наконецъ, все лѢса кругомъ были проданы, все дерево въ заводѢ сожжено, все желѢзные и чугунные части переплавлены и распроданы. В одно прекрасное утро Луэстъ и другие бельгiйцы, члены компании, сѢли в свои кареты, и … поминай как звали. <….> ДѢла запутались такъ, что кредиторамъ и рабочимъ взыскать было не съ кого. ОтвѢтчиковъ не было, а если и были, то сумѢли спрятаться.
Впрочем, на этом дело не кончилось – последовали рост криминала и, эээ, ваучеризация и эффективные менеджеры :
Сняли все съ мужиковъ. ПроѢвъ послѢднее, эти сами принялись за грабежъ. Съ голоду, повсеместное воровство <….> Ѣли рябину вмѢсто хлѢба. Продавали заслонки изъ печей, стекла из оконъ, уцѢлѢвшiя балки съ избы; самые избы рубили на дрова. Все скупалъ Кропачевъ , за безценокъ разумѢется. Этотъ, несмотря на молодость, былъ уже знаменитый кулакъ.
Ну и напоследок – нечто весьма знакомое пережившим девяностые :
Нашествiе иноплеменныхъ такъ памятно до сихъ поръ, что крестьянство возвело его въ эру для лѢтоисчисленiя. «Это случилось до французского года, это было после французского года», говорят они.
Дополнение: "Злоба к лесам" и "пожары".
[разговор с местным жителем, стр 120]
… Купилъ лѢса и свалилъ ихъ.
У нихъ какая-то злоба к лѢсамъ. Какъ увидитъ, сичасъ за топоръ и давай валить. Что ему до народа. Народъ пускай дохнетъ – ему и горя мало. Это все, что вы видите, тоже скоро подъ топорами ляжетъ. НѢть такого лесу, чтобъ на него промышленники не нацѢливались.
— А казенные ?
— И казенные валятъ. Потому в казенномъ лѢсу чиновникъ. Ему недорого, наша сторона ему чужая. Главное дѢло нахапать – и домой. РазвѢ ему жаль.
— Да вѢдь подъ судъ ?
— Не подѢлится – подъ судъ, а подѢлится- свободно , еще кавалерiю на тебя повѢсятъ. Тутъ какъ дѢло было. На пять верстъ порубили лѢса промышленники – и обошлось. Паломъ , говоритъ , прошло. А съ этого топорного палу вся округа обнищала. ПрiѢзжайте-ка через десять лѢт , ни одной лѢсинки на этомъ берегу не будетъ.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Еще немножко примеров исторических спиралей:
Локомотивы реформ-банки, или В тайге много диких обезьян
От римского носа к шнобелю, или Ринопластика экспансии