«Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен».
Так считала Мария Монтессори, автор уникальной педагогической системы.
Отправив ребёнка в монтессори-сад, я лично увидела много положительных сторон методики, основанной на идее свободного воспитания. Про слабые стороны сегодня говорить не буду, остановимся на хорошем.
В Монтессори-группе было приятно наблюдать, как дети легко справляются с бытовыми задачами. Даже малыши вполне самостоятельно справлялись с обедом, убирали и мыли за собой посуду, заправляли кровати после обеденного сна, самостоятельно одевались и умели себя занять.
Главный закон для воспитателя группы: не вмешиваться в дела ребёнка, если у него нет запроса и если его действия не угрожают безопасности.
Похоже успех Монтессори-воспитания в вопросах самообслуживания объясняется единым терпеливым м планомерным подходом воспитателей и, конечно, положительным подкреплением, когда ребёнок самостоятельно справился с делом.
Эти методы системы Монтессори мамы легко могут применять в своей повседневной жизни.
Если разбить слово «самостоятельность» на две половинки получится: «сам» и «стою». Как раз с того момента как ребёнок встаёт на ноги, начинает ходить и стартует активное формирование самостоятельности.
К году малыш способен принимать некоторые простые самостоятельные решения - садиться, вставать… Пик самостоятельности приходится на 3 года, иногда вопреки желанию родителей и безопасности.
🧘♀️Психологи советуют постараться не упустить именно этот сенситивный период и активно развивать навыки и умения ребёнка, поощряя его старания и стремления к самостоятельности.
Как мы сами препятствуем самостоятельности ребёнка?
- Подавление инициативы и выполнение действий за ребёнка.
Такая позиция родителя не способствует развитию личной веры в себя у растущего человека и чревата неверием в себя и страхами неудач во взрослой жизни.
Самостоятельность таким образом у ребёнка не формируется, что затягивает его период взросления, тормозит общее развитие. Родители, в этом случае, как сердобольная, излишне заботливая бабушка из книги Льва Давыдычева «Жизнь и страдания Ивана Семёнова, второклассника и второгодника».
- Гиперконтроль и гиперопека со стороны взрослого, лишает ребёнка получения личного опыта, осознания неверных действий, анализа ситуации.
- Негативные реакции взрослого на ошибки и промахи ребёнка. Преувеличение значимости моментов неудач и недостаток внимания к положительным сторонам успешно выполняемых ребёнком действий.
Чем помочь ребёнку на пути к самостоятельности?
- Принцип «Step by step».
Приучаем к самостоятельности поэтапно, ориентируясь на темп развития ребёнка. Процесс обучения, в том числе воспитания самостоятельности, должен строится планомерно, переходя от простого к сложному.
- Постепенно увеличиваем нагрузку в зоне ответственности, стараемся не перегружать ребёнка.
Допустим, если речь о домашних обязанностях, то сначала доверяем небольшой объём - например, помощь вытереть со стола, затем просим вытереть пыль в своей комнате, в квартире. Даём право выбора ребёнку между обязанностями - вытереть пыль или помыть посуду.
- Не требуем от ребёнка самостоятельности, а формируем качество в игре. Игра - самый доступный для ребёнка метод обучения.
Организуем игрушечный пикник, предлагая вместе накрыть стол для кукол, приобщаем к деятельности. Можно поиграть в автомойку, где ребёнок самостоятельно будет обслуживать игрушечные машины (заодно игрушки будут чище 😉).
- Привлекаем во взрослые дела, делясь долей ответственности.
Например, в магазине можно поручить ребёнку собрать продукты в корзину (по списку или на память, несколько товаров, если ребёнок ещё не умеет читать). Разрешить ему лично собрать свой чемодан в поездку. 😉Но не забудьте потом проверить. Так вы подтвердите его значимость, его веру в свои собственные силы.
- Проявляем терпение.
Важное правило: если ребёнок не просит - не вмешиваемся, пусть он сделает сам, как считает нужным и, если потребуется лично обратится к вам за помощью. Конечно, только в том случае, если действия ребёнка безопасны!!! Обеспечиваем ребёнку безопасную среду и возможность проявить и развить необходимую независимость от взрослого . Поддерживаем, поощряем и хвалим за любое проявление самостоятельности.
- В случае неудачи в следствии действий ребёнка, вместе разбираем, что именно пошло не так.
Обсуждаем почему так произошло и предлагаем подумать, что ребёнок сделал бы в следующий раз в подобной ситуации.
Именно в раннем возрасте у ребёнка формируется внутренняя самооценка, важно дать ему возможность поверить в себя и свои собственные силы. Самостоятельно пройденный путь (со всеми ошибками и неточностями) позволит ребёнку гармонично развиваться, приобретая личный бесценный опыт.
Успехов Вам и Вашим детям!
#воспитание ребенка #психология детей #самостоятельный ребенок
#детскаяпсихология