"Общество хочет верить, что оно может идентифицировать злых, плохих или вредных людей, но это неосуществимо. Здесь нет стереотипов".
Тед Банди (один из самых "злых, плохих и вредных людей" XX-ого века).
По нашей пятничной традиции продолжаем знакомиться с миром детективных ужасов и обсуждать его наиболее интересные истории. Сегодня на канале - знаменитый "Коллекционер" от не менее знаменитого Джона Фаулза. Итак, начинаем бояться героя и сопереживать его жертве. Готовы?
Фредерик Клегг служит делопроизводителем и обитает неподалёку от Лондона. Свой рассказ Фредерик преподносит как историю любви. Эта история - его исповедь.
Молодой человек влюблён в Миранду Грей, студентку художественного училища. Клегг замкнут в себе, его с детства ничего не интересует, кроме коллекционирования бабочек. Смелости познакомиться с девушкой у него не хватает.
Однажды ему посчастливилось выиграть приличную сумму денег на скачках. Тогда он бросает работу, отсылает своих родственников за границу и покупает дом в сельской глуши. Он решает похитить Миранду.
Старый просторный подвал в его новом доме и послужил темницей для девушки. Фредерик выследил её, усыпил хлороформом и затащил в фургон, предназначавшийся для перевозки грузов. Так случился его очередной удачный улов, только на этот раз это была очень крупная бабочка.
Клегг с искренней убеждённостью ненормального не замышлял ничего плохого против своей пленницы. Он до самого конца рассчитывал на её любовь. Потратив на Миранду почти все деньги, он обставил комнату в подвале так, как могло бы ей понравиться. Накупил книг об искусстве, множество женских нарядов, завёз изящную мебель, картины...
Она его узнала сразу. Клегг стал выдумывать нелепую историю с заказчиком её похищения, но сообразительная девушка не поверила. Тогда он во всём признался. Вопреки его ожиданиям, Миранда не стала бросаться ему на шею.
Она откровенно называла его сумасшедшим, но общаться с ним не прекращала. Умный поступок. Клегг не применял насилия, называя пленницу Миранду гостьей. Но та не собиралась мириться со своей участью.
Шли дни, Фредерик кормил свою пленницу изысканными блюдами, вёл с ней беседы и ждал её ответного чувства. И оно появились, хоть и не скоро. Правда, это была не любовь, а жалость. Парень много рассказывал о себе, о своём коллекционироваии бабочек, о своих чувствах к девушке.
Миранда быстро поняла его ограниченный духовный мир. Это был пустой человек. Он не понимал живой красоты природы, умел ценить искусство, не любил читать. Весь его мир - это его мёртвые бабочки. И лишь одна его бабочка была живой - Миранда. Он и сам этого словно боялся.
Пленница боролась: попытки побега, голодовки... Её надсмотрщик не понимал, почему она не доверяет ему - ведь он не собирается причинять ей вреда. В конце концов, стороны договорились, что через месяц Клегг её отпустит. Он был уаерен, что за это время Миранда его полюбит.
Но она только и думала, как бы сбежать. Девушка уговорила своего тюремщика пустить её наверх и принять ванну. Там, наверху, он показал ей свои экспонаты. Но ни фотографии, ни бабочки не восхитили Миранду. От мёртвой красоты насекомых, от безвкусной обстановки комнат её затошнило.
Ещё одна попытка сбежать, притворившись больной, не увенчалась успехом. Тайная записка родным также не осталась незамеченной. Эти тайные манёвры постепенно выводили маньяка из себя. Но стремление к свободе и жизнелюбие у человека в крови.
Наконец, её заточения подошло к концу. В этотпоследний день Клегг собирался сделать девушке предложение и приготовил кольцо. Когда за ужином речь зашла о женитьбе, Фредерик понял, что Миранда так его и не полюбила, более того, она, казалось, издевалась над ним. Конечно, он и не собирался её освобождать. Что за мысли?
Узнав, что все её надежды разрушены, девушка попыталась выпрыгнуть в окно и даже разбила его, но тампон с хлороформом в очередной раз усыпил её. Относя девушку в подвал, Клегг не устоял перед искушением сфотографировать её полураздетой.
Несколько дней Миранда с ним не разговаривала. Предприняв ещё одну попытку сбежать, она решилась на отчаянный поступок. Девушка стала соблазнять Клегга. Но её старания были напрасны, тюремщик понял, что это была их попытка купить свободу. Кроме того, он признаётся в своём мужском бессилии.
Миранда тяжело не заболевает. Фредерик счёл это её новой уловкой. Но когда понял, что это правда, было поздно. Сначала Клегг хотел убить себя рядом с ней, но потом разум, который, увы, жил на тёмной стороне его личности, одержал верх. Он похоронил Миранду в саду, уничтожил все следы её пребывания в доме, вычистил подвал и стал готовиться к новой охоте. Маниакальная сущность в нём окрепла и стала разростаться, чтобы вырваться наружу в нужный момент.
«Я ещё не решил окончательно насчёт Мэриэн (ещё одно М! Я слышал, как завотделом называл её по имени). Только на этот раз тут уже не будет любви, это будет интерес к делу, чтобы их сравнить, и для того, другого, чем я хотел бы заняться, скажем, более детально, и я сам буду её учить, как это надо делать. И одёжки все подойдут. Ну, конечно, этой я сразу растолкую, кто здесь хозяин и чего от неё ждут».
Вот так "многообещающе" заканчивается исповедь коллекционера бабочек. Страшно. А был ли у несчастной Миранды шанс спастись, если бы она не угасла от болезни? Ведь, как мы знаем, Клегг не собирался её отпускать. Мне кажется, что это не исключено, ведь надежда есть всегда. Клегг мог попасть под машину, умереть от болезни, быть убитым таким же моральным уродом, как сам... Но Фаулз, предоставив Миранде несколько шансов, не призывает на её сторону удачу. Он оставляет в живых маньяка, только теперь уже озверелого, и даже нашёл ему следующую жертву. Почему? По закону жанра, очевидно. Доказано, что даже если все будут писать только о бабочках, то их ловцы всё равно никуда не исчезнут. Где свет, там и тьма. Главное, чтобы тьма не начала преобладать...
В одном из наших обсуждений кто-то из читателей написал, что самый страшный ужас - зло, сотворённое человеком. Никакая мистика, визионерство, приведения, природные катастрофы не сравняться со злом человека, даже если это тихий ловец бабочек, живущий по соседству.
Согласны?
Как вам история?
По роману снят фильм, но я не смотрела, возможно, что он весьма недурён.