Найти тему

Почему дети молчат и как этого избежать?

Оглавление
Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Современные педагоги, принимающие детей в первый класс, говорят о плохом развитии речи: низкий словарный запас, не понимают переносный смысл слов, отвечают одно-двухсложными предложениями и т.д.

Причины недостаточного развития речи у дошкольников и младших школьников. Как не допустить молчания.

У мамы в ушах всегда наушники, она мало разговаривает с ребенком до 1 года.

С ребенком нужно говорить очень много, с первых дней его жизни. Описывайте свои действия, называйте все предметы. «Моем маленькую ручку…» Речь должна быть эмоциональная, звуки надо выговаривать четко. Наверное, замечали: ребенок с трудом говорит «мама», «дай». А потом сразу «поехало», целыми предложениями. Это из разговоров мамы с ребенком в первый год.

Гиперопека в возрасте до 2 лет. У ребенка нет потребности в коммуникации. Все его потребности осуществляются по первому мычанию.

Как только появилась речь, стимулируйте ее. Ребенок должен попросить, что-то, только после этого получить. Ребенок должен о чем-то рассказать, после этого получить похвалу.

Раннее приобщение к экрану (телевизор, смартфон). При просмотре видеоматериала ребенок не говорит (не с кем).

Использование экрана как «радионяни» экономит ваше время только здесь и сейчас. Через четыре года вы будете сидеть часами за уроками вместо не говорящего и не понимающего речь ребенка. Развитие «навыков работы с гаджетами» - это маркетинговый ход, чтобы вы платили за трафик, программы, игры, смартфоны... Навыков на копейку, разговоров о них на сто рублей. Бизнес – ничего личного. Общайтесь с ребенком, играйте с ним, до школы игра – это ведущий вид деятельности ребенка. Этот этап он должен пройти полностью и в свое время.

Мультфильмы, клипы, кинофильмы (видеоконтент) имеют слишком быстрый темп для восприятия ребенком и слишком бедную речь.

Подбирайте мультфильмы и кинофильмы для своих детей, не только интересные, но и те, где используется грамотная и красивая речь. Из просмотренного ребенок должен усваивать много новых слов и выражений. Рекомендации в интернете и списки фильмов-призеров различных фестивалей вам в помощь. Перед просмотром вы должны ознакомиться с тем, что покажете ребенку. Обязательно обсуждаете просмотренное. Предлагайте пересказывать.

У детей недостаточно непосредственного общения.

Все посредники в общении - телефоны, СМС, голосовые сообщения, чаты - обедняют речь. В предложениях остаются одни подлежащие и сказуемые. Выражение эмоций происходит через суррогаты: смайлики, короткие восклицания. Это то же самое, как если конфеты заменить изображениями и радоваться картинке вместо вкуса. Отсутствуют выражение интонаций, мимика, жесты, эпитеты.

Читайте ребенку книги, рекомендованные для его возраста. Разучивайте с ним стихи, песенки. Играйте с ним. Чаще используйте загадки – это дети любят. Сочиняйте с ним истории, сказки. Предлагайте сравнивать и описывать предметы.

Создайте условия для общения ребенка с другими детьми непосредственно, без использования гаджетов.

Дети не всегда могут рассказать, что с ними было, или пересказать текст.

Стимулируйте рассказы своего ребенка, слушайте их,не отвлекаясь, с интересом. Реагируйте.

Вы можете обсудить с ребенком, как он провел день. Кроме развития речи это укрепит ваши взаимоотношения, сделает их доверительными. Играйте в специальные настольные игры, направленные на развитие речи.

Уже в школе важное значение имеет пересказ. Путь ребенок рассказывает сюжет прочитанной книги, просмотренного фильма. Тексты, которые включены в Окружающий мир, тоже полезно пересказывать. В старшей школе обществознание, история, география полностью базируются на умении понимать и пересказывать текст.

У детей, как правило, слабо развита мелкая моторика.

Наша речь зависит от развития мелкой моторики. Это доказано. Развивая тонкую моторику рук, мы стимулируем развитие речи. Делайте вместе пальчиковую гимнастику, лепите, вырезайте, рисуйте… Будьте вместе, это лишний повод для общения.

Как проверить, все ли в порядке с речью вашего ребенка.

Такую проверку делают учителя в первом классе. У них есть хорошие наработки. Никто не мешает вам самим проверить: достаточное ли развитие речи у вашего ребенка для школы. Эти же материалы можно использовать для тренировки.

Вот несколько упражнений для развития и для определения уровня развития речи из системы Л.В. Занкова.

-2

Я читаю? Тетрадь по чтению 1 класс. Нечаева Н.В., К.С. Белорусец

Умение узнавать и подбирать антонимы, синонимы, омонимы говорит о достаточном словарном запасе ребенка и умении им пользоваться.

-3

Воскресенская, Н.Е. Что я знаю. Что я умею : Русский язык : тетрадь проверочных работ для 1 класса / Н.Е. Воскресенская

Это упражнение желательно выполнить устно. Оно развивает фонематический слух.

-4

Это задание не должно ограничиваться ответами на вопросы. От ребенка нужно получить небольшой рассказ на тему магазина, воспоминания о посещении магазина. Предложения должны быть развернутыми, с прилагательными. Если ребенок сложнее «Мы пришли» и «Мы купили», ничего не говорит, значит у него проблема с развитием речи.

-5

Загадки развивают умение понимать смысл текста. Чем легче с ними справляется ребенок, тем проще ему будет учиться. Приведенные загадки помогают улавливать род существительного.

-6

Задание требует знания сказок. Пожалуй, кроме печи и избушки на курьих ножках все остальные жилища могли использовать разные сказочные герои. Постарайтесь, чтобы ответ ребенка не был односложным. Должен получиться маленький рассказик, в котором ребенок разъясняет, почему тот или иной герой мог бы поселиться в этом домике.

-7

Это задание хорошо помогает понимать смысл слов, объяснять их.

Учебник по обучению грамоте. Азбука Нечаева Н.В

Если вы заметили, что ребенок отстает в речевом развитии, надо сразу обратиться к специалисту – логопеду, психологу, детскому невропатологу, дефектологу, психоневрологу.