Эта статья поможет разложить по полочкам информацию об ИП и самозанятости. Я понимаю, как много сейчас информации на эту тему. Возможно, это не первый материал, который вы читаете. Если это так, то догадываетесь, в чем сложность - четкого ответа не даст никто, выбирать только вам, исходя из ситуации.
Почему именно самозанятость или ИП? Очень просто, это две самые распространенные формы деятельности, с которых начинают предприниматели.
Разберемся в чем разница, чтобы вам проще было сделать выбор. В конце статьи - ценный лайфхак, для тех, кто так и не определился. ;)
#1 Самозанятость (Плательщик налога на профессиональный доход - НПД)
· Как стать самозанятым?
- Скачиваете на телефон приложение "Мой налог" и регистрируетесь там в качестве плательщика НПД. Все!
- Расчет и уплата налога будет производиться также в этом приложении.
· Какие платежи, налоги должен уплачивать самозанятый?
- Налог 6% на доход от юр.лиц и 4 % на доход от физ.лиц.
- В начале деятельности действует налоговый вычет, поэтому налоги будут составлять 4% для ЮЛ и 3% для ФЛ.
- Все! Других обязательных платежей у самозанятого нет. Если самозанятый не получает доход, то и государству он ничего не платит.
- Но самозанятый может добровольно подать заявление в ПФР на уплату страховых взносов на будущую пенсию. За год общая сумма взносов составит более 30 тысяч рублей.
· Если быть самозанятым так выгодно, зачем тогда выбирать ИП?
1. Самозанятыми НЕ могут быть следующие лица:
- реализующие подакцизные, подлежащие маркировке товары
- осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав (кроме собственных вещей)
- занимающиеся добычей / реализацией полезных ископаемых,
- работающие на основе договоров поручения, комиссии, агентских договоров - в интересах другого лица,
- оказывающие услуги по доставке товаров с приемом платежей в интересах других лиц (если только продавцом товаров не применяется ККТ при расчетах с покупателями)
2. Для самозанятых есть ограничения:
- Нельзя нанимать работников по трудовому договору
- За год нельзя зарабатывать больше 2,4 миллиона (это примерно по 200 000 руб. каждый месяц)
- Налог платится с дохода самозанятого, следовательно, вы не можете учесть расходы на ведение деятельности и пропорционально уменьшить сумму налога.
3. Самозанятые не платят взносы в ФСС, а значит не могут претендовать на больничные, декретные выплаты.
4. Компаниям не запрещено сотрудничать с самозанятыми, однако крупные организации иногда еще опасаются переводить деньги на карту физического лица – самозанятому. В связи с этим доверие на рынке товаров и услуг может быть снижено.
#2 Индивидуальный предприниматель
· Как стать ИП?
Есть два варианта:
- Самостоятельно подать соответствующее заявление для регистрации в качестве ИП в Федеральную налоговую службу, затем создать счет в банке
- Зарегистрироваться и сразу же открыть расчетный счет посредством онлайн-сервиса понравившегося банка
· Какие платежи, налоги должен уплачивать ИП?
Регистрироваться как ИП – это дороже и сложнее, чем самозанятость. Даже если вы не будете в какие-то месяцы вести деятельность, заплатить какие-то суммы все равно придется.
- Суммы платежей будут зависеть от выбранной системы налогообложения. Пожалуй, одна из самых распространенных систем на старте – упрощенная система налогообложения (сокращенно: УСНО) – доходы-6%.
- Также есть обязательные платежи в ПФР и ФФОМС в сумме 43 211 руб. в 2022 году – для ИП без работников. Еще раз повторю: даже если вы фактически деятельность не вели – эту минимальную сумму за год заплатить все равно придется.
- Взаимодействовать с налоговой уже нужно будет посредством подачи деклараций, а не через приложение, как в случае с самозанятостью.
- Если вашими клиентами будут физ.лица – придется организовывать кассовое обслуживание, так как по закону нужно будет выдавать чеки. А это тоже дополнительные (немалые) расходы. Самозанятому же касса не требуется.
- В зависимости от банковских тарифов придется платить за обслуживание расчетного счета. В среднем эта сумма составляет 400-500 руб. в месяц на старте. Иногда обслуживание счета бесплатное, но за что-то платить все равно придется – за снятие денег, за перевод, за содержание бизнес-карты и т.д.
- К расходам можно отнести и ведение бухгалтерии. Онлайн-сервисы для бухгалтерии тоже требуют оплаты. А если не хотите разбираться с документами самостоятельно, то, возможно, придется обращаться к бухгалтеру.
· Какие преимущества у ИП?
1. В любом случае вы уплачиваете все взносы, а значит не переживаете за пенсию и различные социальные пособия (больничные, декрет).
2. У вас есть расчетный счет, а многие организации более охотно соглашаются оплачивать услуги/товары ИП на расчетный счет, нежели самозанятому на банковскую карту.
3. Некоторые предприниматели все еще не хотят вдаваться в подробности и с большой настороженностью относятся к статусу самозанятых, считая их ненадежными контрагентами. ИП выглядит чуть более презентабельно.
4. ИП может получить налоговый вычет (до 100%) – тогда останется заплатить только обязательные взносы без суммы налога. А если самозанятый добровольно платит взносы в ПФР, то он уже не может получить налоговый вычет – значит, заплатит и налог, и взносы в полной сумме. Однако это преимущество очень условное, потому что зависит от конкретных сумм расходов ИП.
5. ИП может нанимать сотрудников.
6. У ИП нет таких ограничений по видам деятельности, как у самозанятого.
7. ИП не ограничен доходом в 2,4 млн в год.
Вывод: нельзя однозначно сказать, какая форма деятельности 100% лучше. Зависит от ваших задач, потенциала развития вашего дела.
К примеру, если у вас есть основная работа по трудовому договору, а по вечерам вы в свободном режиме оказываете услуги – проще не заморачиваться и зарегистрироваться как самозанятый. Социальные гарантии от основной работы у вас уже есть.
Если же в планах есть расширять бизнес, нанимать работников, расти в оборотах, то стоит подуамать сразу об открытии ИП.
НО! Здесь есть ЛАЙФХАК – вариант#3: можно зарегистрироваться как ИП и одновременно как самозанятый. Тогда получится совместить преимущества сразу двух форм. Например, иметь расчетный счет, но не платить обязательные взносы и не заморачиваться с кассовым обслуживанием.
Надеюсь, эта статья окажется кому-то полезной.
______________________
Юрист Шафоростова Кристина – сопровождение бизнеса.
Электронная почта для связи: shaforostova.law@yandex.ru