Найти в Дзене
Логист со стажем

Делаю то, что хорошо умею. Логистика интернет-магазина

Оглавление

Всем привет!

Сегодня речь пойдет о том, как организовать интернет-торговлю на предприятии розничной или оптовой торговли, которая раньше занималась только отгрузками оптовым клиентам или в розничные магазины (ритейл).

Пишу на знакомую мне тему, потому что на счету два крупных e-commerce проекта, в которых я принимал и принимаю до сих пор участие в одном из них.

Какие вопросы сегодня рассмотрим.

1. С чего начать и почему начинать нужно?

2. Какие варианты доставки возможны?

3. Какие трудности возникнут и как с ними справляться?

Итак , поехали.

1. Начало

Прежде всего необходимо понимать, что без интернет-торговли вы сейчас просто не справитесь и не реализуете свой товар в том объеме , который запланирован.

Если вы понимаете . что пандемийные ограничения вставляют вам палки в колеса, вы обязательно примите решение на организацию дистанционной торговли.

Даже если у вас необычайный запас прочности и ваши прошлые заслуги позволяют вам попивать коктейль, пока трафик в ваш магазин или оптовую базу упал, то мир уже никогда не будет прежним.

Уже сейчас E-commerce приучил людей делать любой заказ с любого смартфона, не делая при этом никаких лишних движений. Есть телефон, есть карта привязанная к телефону, есть желание что либо купить. Это все что нужно (а иногда и карту можно исключить) для того что бы сделать покупку любого товара в любом объеме.

И если вы думаете, что по окончании пандемии на следующей неделе или в 2032 году, люди резко забудут, что такое интернет-торговля, то НЕТ. Вы не угадали.

Все останется ровно так же как и есть, потому что к хорошему привыкаешь очень быстро и отказываться от этого нет смысла. Тем более, что технология продаж постоянно развивается и дальше нас ждет только упрощение процесса заказа товара и его получения. И настанут такие времена, когда дистанционная торговля будет мало чем отличаться от офлайн продаж, когда покупатель лично приходит в магазин и пробует "на зуб" понравившийся товар. То есть тренды электронной коммерции таковы, что покупатель с телефона сможет рассмотреть потенциальную покупку со все сторон, сравнить ее с аналогами у одного или нескольких продавцов и сделать наиболее оптимальный по цене/качеству выбор.

Поэтому, хотите вы этого или нет - организовывать дистанционные продажи нужно уже сейчас.

Начинать соответственно нужно с оценки своих возможностей. Дело не простое и обязательно потребует дополнительных затрат.

Какое самый простой способ начала электронной торговли? Это маркетплейсы. В данной ветке все бизнес-процессы отлажены, и вам достаточно просто привезти на склад маркетплейса свой товар, который естественно должен соответсвовать всем требованиям каждого маркетплейса.

О схемах работы на маркетплейсах, я писал ранее и вы можете посмотреть материалы, пройдя по ссылкам на статьи:

Если с маркетплейсами все предельно ясно, и основные расходы будут "падать" при оплаты комиссии за продажу вашего товара и логистику (если вы конечно, не будете использовать свою или аутсорсинг, как при схемах DBS), то с открытием своего е-commerce проекта вопросов очень много и иногда решить их без кардинальных изменениях в бизнес процессе - попросту невозможно.

И если вы все таки решились на открытие своей торговой площадки на базе интернет-магазина, то

Необходимо оценить в каком состоянии находится логистика.

Примерный чек-лист оценки

-2

Готов ли склад и уже имеющаяся доставка к началу работы с дистанционной торговлей без дополнительных доработок и изменений процесса?

  1. Достаточно ли уже имеющегося ресурса, для открытия нового канала сбыта (складской и транспортный)
  2. Нужен ли линейный персонал или его можно перераспределить (кладовщики, курьеры) ?
  3. Состояние ИТ составляющей. Необходимо ли создание отдельной команды разработчиков?
  4. Есть ли уже сайт или необходимо запиливать новый с нуля?
  5. Есть ли специалисты с опытом подобной работы или необходимо открыть вакансии?
  6. Есть ли бюджет на развитие данного проекта?
  7. Какой результат ожидается после запуска дистанционной торговли?

Если вы знаете ответы на все эти вопросы, то самое время выбрать

2. Какую доставку вы хотите для своего интернет-магазина

Здесь не суперсложный выбор, но продумать транспортную логистику все таки придется, потому что очень много нюансов.

Давайте подумаем, какие варианты вообще существуют в нашей реальности.

Собственная доставка

-3

Данный вид доставки возможно покажется очень крутым и классным, потому что можно задействовать собственную логистику и не вкладывать в аутсорсинг.

Как может выглядеть собственная доставка.

Допустим у вас уже есть налаженная логистика для ваших оптовых клиентов, которым вы возите товар по их заявкам (заявки по телефону, эл. почте, личный заказ в офисе). У вас есть сложившаяся география маршрутов и вы прекрасно понимаете какую зону в состоянии покрыть.

Какое же условие успешной интеграции доставки заказов для новоиспеченного интернет-магазина

В данном случае интеграция пройдет успешно, если вы будете принимать заказы исключительно в рамках уже отработанной географии доставок.

Допустим даже такой вариант, что вы доставляете по все стране, используя сеть своих розничных магазинов и собственную доставку (как магистральную и последнюю милю). И вот в этом случае, вы можете садиться на свою логистику смело, потому что при минимальных изменениях бизнес процессов, вы в принципе дадите возможность заказывать ваши товары клиентам по все стране и в теории заказ будет доставлен, если география покупателя не критично противоречит вашей устоявшейся схеме доставки.

Чаще всего, у оптовиков зона покрытия ограничена регионом или федеральным округом, а в соседние ФО выполняется только точечная доставка. При такой схеме так же возможна собственная доставка , но только в города покрытия.

То же самое и с розницей. Если у собственника сеть магазинов по РФ, то так же потенциальная доставка возможна только в данные точки, которые будут переформатированы в пункты выдачи, но отступить на шаг в сторону, потому что покупатель в данном случае будет голосовать рублем. И даже при наличии бесплатной доставки, покупатель будет прекрасно понимать, что что бы доехать в один из магазинов (а скорее всего их не великое множество, как у Магнита или Х5) , то нужно будет так же потратить средства на перемещение (такси, метро, городской наземный транспорт, топливо и амортизация своего автомобиля). Работать эта схема будет работать только для определенного радиуса вокруг магазина.

-4

Ну или для "попутных покупателей" у которых маршрут с работы домой проходит через этот магазин. Хотя тут тоже масса факторов должна присутствовать, что бы человек сделал выбор в сторону данной точки (удобная парковка, наличие мест в непосредственной близости, которые так же необходимо посетить - например если магазин находится в ТРЦ или непосредственно в зоне торговых рядов, аптек, ателье, и т.д.)

В любом случае - победить с собственной доставкой будет тяжело, ну или очень дорого.

3PL операторы доставки.

В связи с чем и будет не лишним обратить внимание на аутсорсинг по доставке, а именно на транспортные компании и курьерские службы, которые непосредственно специализируются на доставки на адрес или в пункт выдачи (постомат).

-5

Я уже неоднократно в своих статьях обращался к теме аутсорсинга, потому что прекрасно понимаю и точно знаю, что без них обеспечить максимальное покрытие - золотой путь (в смысле дорого очень).

Чем же хороши службы доставки и чем они нехороши - наверное знает каждый пятиклассник, но для тех, кто давно школу закончил я напомню плюсы:

  1. Подключить стороннюю доставку интернет-заказов дешевле собственной доставки
  2. Компания перевозчик которая специализируется на доставке уже выстроила все процессы, начиная от первой мили и заканчивая последней.
  3. У службы доставки есть колл-центр, который так же весомо сэкономит ваш бюджет.
  4. У службы доставки есть система оповещения клиента через СМС, Push-сообщения, мессенджеры и соц. сети, - вам уже это настраивать не нужно.
  5. #Транспортная компания может предоставлять аналитику по доставкам, если нет возможности вести свою.

Из минусов:

  1. Транспортная компания - посредник между вами и клиентом, что усложняет коммуникацию.
  2. Сложность контроля сторонней логистики, нет возможности влиять напрямую на действия курьера.
  3. Скрытые платежи, комиссии могут серьезно "нагрузить" бюджет.
  4. Интеграционные процессы с сайтом вашего интернет-магазина, это не всегда "минутное дело". Может понадобиться дополнительное время и бюджет для настройки всех желаемых вами параметров.
  5. Курьер ТК не сможет проконсультировать клиента по товару, как это мог бы сделать ваш личный курьер.
Это основные моменты, но далеко не все.

И ввиду того, что лично мной пройдены несколько элком проектов, я могу посоветовать всем читателям, которые на базе своего торгового бизнеса хотят запустить полноценный #интернет-магазин - СМЕШАННУЮ схему логистики.

Собственная доставка + 3PL

Подобная синергия приемлема в любой компании. В этом случае, вы аутсорсингом закрываете только "слабые" места, или другими словами - дополняете свои возможности силами аутсорсинга.

Что важно в данной схеме?

Правильно, что бы одно не мешало другому.

Если вы понимаете , что можете возить в условный Градостан аутсорсингом существенно дешевле, не теряя при этом сильно в качестве обслуживания, - то целесообразно конечно не перегружать свою логистику в это направлении и использовать ее только для ключевых клиентов, например, или для крупногабаритных поставок, которые через ТК выйдут вам существенно дороже.

Какие проблемы могут возникнуть

Складская логистика

#Склад это отправная точка для ваших заказов, здесь происходит подготовка к отгрузке и от того, насколько качественно будет подготовлен товар, зависит результат его доставки клиенту.

Складская логистика это очень объемный сегмент и о нем будет отдельный материал (скоро-скоро), но именно на нем начинается начальное движение товара и именно там происходят первые ошибки:

  1. На складе могу не отгрузить товар в день отгрузки (по причине - забыли).
  2. Могут наклеить некорректную этикетку и посылка уедет не в тот город или страну
  3. Повредить товар в процессе его подготовки.
  4. Задержать отгрузку при неслаженной работе сотрудников склада, что повлечет корректировку даты доставки и возможные отмены, как следствие.
  5. Украсть товар из посылки (но это уже экзотика, сейчас это вычисляется легко при наличии #WMS и видео-наблюдения).

Сезонность

Данный фактор может возникнуть и изменить ваши привычные схемы подбора персонала. Потому что если вы отгружали только ОПТ и до этого момента понимали, когда у вас сезон, то в случае открытия электронных продаж для физических лиц, вы можете этот график пересмотреть, потому что предпочтения покупателей в интернет-магазине, могут идти в разрез с крупными поставщиками.

У ТК так же бывает высокий сезон, что затрудняет доставку и вы вынуждены будете выслуживать претензии в адрес своего интернет-магазина, и принимать кучу возвратов по причине опоздания доставки.

Здесь непосредственно необходимо пересматривать штатное расписание, и при необходимости задействовать сотрудников с оптового направления (если их сезон не совпадает с сезоном интернет-магазина) или пользоваться аутсорсингом персонала, который поможет точечно закрыть проблему.

Возвратная логистика

Вытекает из предыдущего тезиса и влечет за собой создание дополнительных параллельных бизнес-процессов по приему возвратов их обработке, распределению, и принятию решения по урегулированию ситуации с клиентом (возврат денег или повторная отправка товара). Если интересно, можете почитать мою, до сих пор актуальную статью.

#Возвратная логистика это неоднозначный момент, который можно обернуть в огромный плюс для вашего сервиса. Например, такой возврат как у #Вайлдберриз - это конечно же мечта покупателя (пришел, вернул и ушел), и вряд ли вам удастся построить такой момент, потому что ВБ все затраты распределяет по селлерам. Но сделать в личном кабинете покупателя возможность создать заявку на возврат, четко прописать его действия в этой ситуации, - все это поможет вам притянуть дополнительную лояльность и повысить процент повторных заказов.

Заключение

Если меня не оттащить от клавиатуры милой, то я могу писать о данной теме бесконечно. Но тогда вы заскучаете и что то можете пропустить. Поэтому оставим некоторые интересные моменты на следующий раз, а вы пишите, что прежде всего вам интересно, что бя смог точечно вам помочь и настроить актуальную преоретизацию материала.

А если еще не подписались, то обязательно подписывайтесь.

Все спасибо и не болейте!

#логистика интернет-магазина #e-commerce #доставка