В прошедшем году многие страны заключили или намереваются заключить контракты на покупку поддержанных истребителей, учитывая, что многие страны переходят на новые самолеты, в частности на американские F-35, а другие, просто богатые арабские страны, закупают новые модели, бизнес по продаже поддержанных самолетов будет актуален и в этом году.
Малайзия надеется выкупить весь кувейтский парк многоцелевых истребителей Boeing F/A-18 Hornet, хотя переговоры между правительствами обеих стран по поводу продажи еще не начались.
Выступая во время сессии вопросов и ответов в парламенте Малайзии, заместитель министра обороны страны Икмал Хишам Абдул Азиз сказал, что они стремятся приобрести парк ВВС Кувейта из 33 самолетов "в полном объеме".
Королевские ВВС Норвегии заменили свой парк F-16 малозаметными F-35, и готовы продать бывшие в употреблении F-16 другой стране НАТО. В декабре 2021 года румынский парламент одобрил покупку 32 подержанных F-16 у Норвегии в рамках сделки на сумму около 513 миллионов долларов. Румыния в настоящее время эксплуатирует 17 F-16.
Покупка норвежских истребителей увеличит размер флота и позволит Бухаресту заменить гораздо более старые советские истребители МиГ-21. Министр обороны Румынии считает, что бывшие в употреблении F-16 все еще находятся в хорошем состоянии и "жизнеспособны" еще как минимум 10 лет.
Хорватия выбрала 12 бывших в употреблении истребителей Rafale для своих ВВС после того, как объявила международные тендеры в рамках своей программы создания многоцелевых истребителей. Ориентировочная стоимость сделки составляет 1,2 миллиарда долларов (999 миллионов евро). В сделку войдут десять одноместных и два двухместных двухмоторных самолета F3-R Rafale. F3-R — это усовершенствованная версия стандартного Rafale F3 с повышенной универсальностью.
В январе 2021 года в рамках сделки на 2,5 миллиарда евро Греция заказала 18 французских истребителей Rafale, 12 из которых подержанные, с целью повышения возможностей ВВС. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), которые только что заказали 80 новых французских самолетов Rafale F4, также могут продать Греции свои модернизированные Mirage 2000.
Королевские ВВС Дании также заказывают 27 F-35 до 2027 года и планируют продать около 43 имеющихся у них F-16. Колумбийские ВВС присматриваются к датским F-16 Fighting Falcons. В ближайшие дни в Данию из Колумбии будет отправлена техническая группа для оценки предложенных самолетов. Самолеты предназначены для замены находящихся в эксплуатации израильских истребителей Kfir C-10/C-12. Хотя Колумбии Lockheed Martin предлагает более новый F-16V (Block 70), но данный вариант намного дороже датского предложения.
Но Колумбия вряд ли потянет весь парк, поэтому в печати появлялись сообщения о интересе к этим самолетам Турции, которой отказали в продаже F-35. Однако, даже если Турция действительно захочет купить эти датские F-16, маловероятно, что Копенгаген сможет продать эти самолеты Анкаре без предварительного получения разрешения Соединенных Штатов.
Есть также разумное предположение, что одна из причин, по которой Израиль не хочет покупать новые F-15EX для своих ВВС, заключается в том, что он ждет возможности купить старые F-15 в США, а затем модернизировать их с помощью израильских технологий.
Недавно Канада приобрела у Австралии 25 бывших в употреблении F-18, чтобы пополнить свой парк CF-18. Причем семь купленных австралийских самолетов будут использоваться для испытаний и запасных частей. Канада хотела купить новые Boeing Super Hornets, более продвинутую версию FA-18 и CF-18, но это предложение провалилось, после того как производитель, американский Boeing, подал торговую жалобу на канадского аэрокосмического гиганта Bombardier.
В конце августа 2021 года ВВС Индии подписали соглашение с частной французской компанией о выкупе старых самолетов Mirage 2000, для использования их в качестве запасных частей для нынешнего флота Mirage этой страны.
В этом бизнесе хотела принять участие и Россия, в 2018 году, мы предложили Индии продать 21 подержанный МиГ-29 с огромной скидкой. Нью-Дели отнесся к этому предложению скептически, опасаясь, что "скрытые затраты" со временем сделают приобретение более дорогим.
После этого никаких предпосылок по работе с поддержанными истребителями с нашей стороны не велось. Полагаемся на продажу новых и перспективных самолетах, цены за которые приближаются к мировым, лишая нас главного козыря - доступной цены.