Много лет Ирина Купченко была верной спутницей жизни для актёра Василия Ланового. Но мало кто знает, что в юные годы у актрисы был недолгий роман с Андреем Кончаловским. Впрочем, сегодня Купченко не вспоминает о том, с чьих фильмов началась её успешная карьера. Зато режиссёр упомянул актрису в своих мемуарах.
Юная Ирина Купченко мечтала о карьере балерины, поступила на факультет иностранных языков, а в итоге стала народной артисткой. Но кто знает: была бы её карьера такой же успешной, если бы не удачный старт?
С балетом и инязом у Купченко не сложилось. И она подала документы в театральное училище им. Щукина. На стороне начинающей актрисы была утончённая аристократическая внешность, которая сразу обращала на себя внимание.
Душой компании в студенческие годы Ирина не была. Все студенты при первой возможности устраивали посиделки с гитарами, а Купченко держалась скромно и отстранённо. Поэтому предложение сыграть главную роль в фильме Андрея Кончаловского "Дворянское гнездо" в 1969 году многие сочли настоящей удачей.
В те годы студентам театральных вузов и правда было нелегко. С одной стороны, очень хотелось ролей. С другой — сниматься в кино мало кому разрешали. И в числе этого "меньшинства" была Купченко.
Как и другие студенты, поначалу Ирина часто снималась в массовке на "Мосфильме". Когда она училась на втором курсе, в очередной раз пришла на киностудию, но ошиблась дверью. Гуляя по коридорам "Мосфильма", как по лабиринту, Купченко неожиданно открыла счастливую дверь.
А за этой дверью как раз проходили пробы на фильм Кончаловского. Режиссёр уже который час безуспешно искал кандидатуру на главную роль Лизы Калитиной в "Дворянском гнезде". Но как только в помещении появилась растерянная Купченко, Андрей сразу понял: это она.
"Она смотрела огромными серо-голубыми глазами. Я обратил внимание на нос уточкой и тонкие черты лица, рассматривал её. Молчание. Потом Ира говорит «Мне выйти?» Я её остановил. Нарядили и приступили к пробам. Получилось просто великолепно!"
Андрей Кончаловский всегда придерживался мнения, что для достоверной игры актрисе просто необходимы отношения с режиссёром. Он часто находил муз среди главных персонажей своих фильмов. Так уже было с польской актрисой Беатой Тышкевич.
Купченко очаровала режиссёра редким типом красоты. Но, по словам актрисы, не только во внешности дело. По мнению Ирины, Андрей способен найти и раскрыть талант актрисы. Только вот о личных отношениях Купченко никогда не упоминала. Зато Кончаловский выпустил целую книгу мемуаров.
В книге он подробно рассказал о своих музах. Так, спустя десятилетия, выяснилось: их отношения с Купченко продолжались ровно столько, сколько длились съёмки "Дворянского гнезда". К концу работы они были просто друзьями.
По словам Кончаловского, он не замечал, чтобы Ирина этим расставанием тяготилась. Хотя она настолько скрытная, что понять истинные переживания Андрею не удавалось. Но долго оставаться одной Купченко не пришлось. На съёмочной площадке фильма работал художник Николай Двигубский.
Он был двоюродным братом Марины Влади. Оказалось, что Двигубский сразу заметил Купченко, но терпеливо ждал, пока её отношения с режиссёром закончатся. Они поженятся, но проживут совсем не долго: свою настоящую любовь Купченко встретит через пару лет. И это будет Василий Лановой.
Интересно, что уже в 1970 году судьба снова сведёт Кончаловского и Купченко. Режиссёр готовился к съёмкам фильма "Дядя Ваня". На роль Сони он нашёл какую-то молодую актрису, имя которой предпочитает не называть. Снова попал под очарование, но на пробах понял: играет она очень слабо.
Андрей посоветовался с Бондарчуком. Оба знали, что лучше Купченко не сыграет никто. Но с какой стороны подступиться и как позвать её в новую картину, Кончаловский не знал. Ведь он уже утвердил другую. В итоге режиссёр пришёл к Купченко и стал буквально умолять её сыграть Соню. Это был второй фильм в карьере Ирины, и снова очень успешный.
Когда вышли в свет мемуары Кончаловского, Ирина Купченко отказалась комментировать книгу. А Василий Лановой встал на защиту супруги. Он сказал, что таким людям, как режиссёр, просто нельзя подавать руки.
А многим читателям и другим музам Кончаловского книга понравилась. По их мнению, это часть личности режиссёра: вдохновение он всегда искал в красоте.
А вы как думаете: имел ли право Кончаловский без согласия Купченко афишировать их отношения? Делитесь мнением в комментариях!