Ташкентское метро привлекает не только своим убранством в стиле советского шика, но еще и своей недоступностью. Еще до недавнего времени за фотографирование станций ташкентской подземки можно было минимум обеспечить себе неприятный разговор на пару часов с узбекским дядей-милиционером, который бы провел тщательную проверку по поводу того, не шпион ли здесь ходит с камерой и фотографирует режимные объекты. Ну, а максимум можно было и в участок проехать...
Давайте посмотрим, что такого особенного в этих станциях ташкентского метро, что еще пять лет назад их строго настрого запрещалось фотографировать и тем более снимать на видео.
Ташкентское метро считается четвертым по протяженности на всем постсоветском пространстве: первые три угадаете?
В 2020 году турникеты переделали на бесконтактную оплату, и теперь оплачивать проезд можно с карточки либо телефоном. Жетонов тоже нет вот уже почти два года, а вместо них можно купить в кассе билет на одну поездку. Выглядит он вот так:
По сути это просто кассовый чек с QR-кодом, который нужно приложить к сканеру турникета. Проезд стоит 1400 сум – чуть меньше десяти рублей. По столичным меркам это довольно дешево, а если сравнивать с российскими ценами на проезд, то цена вообще смехотворная.
Причем пользоваться метро довольно удобно. Доехать можно практически до любой части Ташкента. На 2022 год построено четыре ветки метро с тремя пересадочными станциями, но в планах достроить еще одну ветку и сделать кольцевую линию, которая будет опоясывать город и будет удобна для жителей ближайших пригородов.
Сами станции ташкентского метро очень разные по внутреннему убранству. Одни ничем не отличаются от типичной станции нижегородской или минской подземки, а другие наоборот походят больше на подземные дворцы, выполненные в восточном стиле.
На стенах плиткой выложены картины по национальным узбекским мотивам. Восточные красавицы, коробочки хлопка и просто узбекские орнаменты украшают стены центральных станций ташкентского метро, построенных еще при Союзе. Но чем дальше от центра, тем более современно выглядят станции, а соответственно тем меньше в их убранстве шика и лоска. Чистенько, современно, но как-то недостаточно колоритно.
Вагоны ходят в основном советского производства, но слегка перелицованные и обтянутые в современные пластиковые панели. Думаю, эти вагоны конца семидесятых годов выпуска катаются еще по большинству подземок постсоветского пространства.
Даже не знаю, что такого секретного было в ташкентском метро в президентство Ислама Каримова, и почему людям запрещали его фотографировать. Ничего запрещенного я не заметил, да и нет его там вовсе. Просто еще семь лет назад в Узбекистане многие простые вещи, о легальности которых в Европе или России даже не заходит разговор, были запрещены, в том числе и съемка в подземке.
Почему? А бог его знает: просто запрещено и все тут! Хорошо, что хотя бы сейчас разрешили снимать, иначе за эти фото мне бы пришлось долго объясняться с узбекской милицией...