Мир одинаков для всех людей, разница лишь в том, как мы его воспринимаем. Для сербского художника Владимира Дунича ощущение того, что обычное, «нормальное», можно преобразить и сделать странным, неизведанным, невероятным, представляет собой «особый вид просветления».
Дунич родился в то время, когда вопрос о прибыльности занятия живописью в его стране даже не задавался, художники вовсе не задумывались об этом. Если бы он случайно родился во времена жестокого капитализма, то, наверное, был бы биржевым маклером. К счастью, шутит художник, такими, какими мы являемся теперь, мы рождаемся лишь однажды.
Творчество для него во многом является «живописью земли и неба». В серии картин «Головокружение» он изображает своих персонажей похожими на детей, которые безмятежно лежат на земле, на траве, и очарованно глядят в бескрайнюю синеву неба.
«Это означает попытку «выйти из собственного «я» на какое-то время, на мгновение, на день, подняться на какую-то высоту, в тихое место и наблюдать сверху за своим телом, лежащим в траве... Этот вид с высоты птичьего полета, взгляд, направленный вниз, в себя, вызывает головокружение, очарование тем, что другой видит с земли: небесно-голубой круг невозмутимого великолепия. Вот вечная картина! Рисовать - значит рисовать невидимое».
В серии картин «Девять кошачьих жизней» Дунич показывает магическое родство женщины и кошки, но подразумевает и связь каждого из нас с собственной тенью, с природным, диким началом.
«Рисуя кошек... я понял, что нет никакой разницы между мной и ими или вами».
Портреты женщин с кошками на руках вовсе не похожи на портреты в обычном понимании этого слова. Кошки кажутся самим воплощением женственности, в то время как сами женщины похожи на кошек, они неотделимы друг от друга.
Зрачки кошачьих глаз похожи на крошечные солнца, женщина ласково склоняется над головой кошки, в глазах ее таится понимание самой сути любви.
Серию работ «Покрывала», как и «Головокружение», Дунич называет одним из диалогов с самим собой, но и живописью тоже. По его мнению, поверхность картины — это завеса, разделяющая два мира, внешний и внутренний: физическое присутствие холста и духовную перспективу самого изображения. И цитирует одного из своих любимых художников:
«Нарисовать, — сказал Бальтюс, — значит не показать, а проникнуть. Достигнув сердца тайны.
В этой серии работ Дунич обращается к мотивам известных художников абстрактной живописи.
По словам искусствоведа Елены Гаич, «Дунич строит композицию на противоположностях: абстрактное — фигуративное, формальное — содержательное, современное — традиционное».
Покрывало является символом мистики, одиночества и обособленности человека. Идеей и конечной целью художника была попытка вернуть картинам дух таинства, частично утраченного искусством века двадцатого, ведь искусство – это и есть сама тайна, высшая сфера существования.
Кажется, что это не мы вглядываемся в глаза закутанных в покрывала женщин, а они разглядывают нас, проникают в наш внутренний мир, что само воображаемое пространство картин является окном в иную реальность.
Ибо, как сказал Милорад Павич: «Узнав тайну, и сам становишься частью тайны».
Обложка: "Четвертая жизнь". Акрил, масло, холст. Источник: https://findecircuit.blogspot.com/2021/04/peintre-vladimir-dunjic.html
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.