Когда речь заходит о приватизации промышленных предприятий РСФСР, обычно подробно останавливаются на двух фигурах: Егор Гайдар и Анатолий Чубайс. При этом забывают тех, кто непосредственно разрабатывал план перевода государственной собственности в частные руки.
В апреле 2013 года в ходе прямой линии прозвучало заявление президента, что в эпоху приватизации офицеры ЦРУ находились в окружении Анатолия Чубайса, который на тот момент являлся вице-премьером и руководил Государственным комитетом РСФСР по управлению имуществом.
После распада СССР вопросом государственной собственности занимались 24 часа 7 дней в неделю. Переход прав на её владение являлся главным и необходимым условием для создания конкуренции и свободного рынка в стране.
Когда было объявлено о том, что государство снимает с себя ответственность за регулирование цен, Госкомимущество объявило о начале массовой приватизации и выложило перечень объектов для продажи.
Кроме Чубайса план приватизации разрабатывали Константин Кагаловский, Джеффри Сакс и Андрей Шлейфер. На данный момент все они являются ведущими экономистами с мировым именем, но подробнее остановимся на последнем.
Андрей Шлейфер родился в еврейской семье в советской Москве. В 1976 году эмигрировал с родителями в Соединённые Штаты Америки. Закончил Гарвардский и Массачусетский технологический университеты.
После распада СССР Шлейфер вернулся на родину в качестве консультанта по проблемам приватизации, в ходе которой:
- 70% российской экономики оказались в частных руках;
- консолидировались несколько крупных финансовых групп, возглавляемых так называемыми олигархами.
В 2004 году в своей статье «Россия – нормальная страна» Шлейфер напишет:
- Положение России рассматривалось как бедственное, а 1990-е годы – как десятилетие, ставшее катастрофой для всего её народа.
Он утверждает, что после приватизации, Россия, вступив в 1990-е годы, как разваленная централизованная экономика, к концу десятилетия превратилась в стремительно развивающуюся рыночную систему.
Подняв Россию «с колен» и вернувшись в США, Андрей Шлейфер был обвинён в нарушении закона о коррупции. Выяснилось, что параллельно с консультированием Чубайса он занимался инвестированием в российскую экономику (покупал акции предприятий), что квалифицировали как использование служебного положения в целях личного обогащения, а, следовательно, противозаконно. Обвинение оценило ущерб, который он нанёс Америке, в 28,5 миллионов долларов. Почему Америке?
Главный вопрос в этой истории: почему, согласно американскому законодательству, гражданскому лицу, экономисту, профессору Гарварда нельзя заниматься бизнесом и инвестированием?
Исходя из слов президента на прямой линии 2013 года об офицерах ЦРУ в окружении Чубайса:
- По возвращении в США их привлекли к суду за то, что они в нарушение законов своей страны обогащались в ходе приватизации в Российской Федерации. И не имели права как действующие офицеры разведки. Им по закону внутри США запрещено заниматься какой бы то ни было коммерческой деятельностью, но они не удержались – коррупция, понимаешь.
На самом деле, вряд ли Андрей Шлейфер является кадровым офицером ЦРУ. Более правдоподобно звучит версия, что все стрелки специально перевели на него, чтобы скрыть информацию об истинном разведчике.
Со слов самого Анатолия Чубайса, нет ни одного официального документа, который хоть как-то подтверждает информацию об агентах ЦРУ в его окружении во время разработки плана приватизации.
- В России есть структуры, которые должны заниматься выявлением, обнаружением и принятием решений по поводу такого рода товарищей. Значит, я бы хотел спросить, а чем они занимались? Чем занимались наши спецслужбы в 1992-1993 гг.? Их вопрос. Провалили?
Почему не берётся во внимание факт того, что Закон «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» подписали только в 1995 году, а до этого была чехарда и неразбериха, - история умалчивает.