Найти в Дзене
Полезное — школе

Слитное и раздельное написание наречий

Оглавление
Тема сегодняшнего урока
Тема сегодняшнего урока

Наречия мы используем повсеместно: при живом общении, в художественных текстах, в сочинениях, диктантах, переписках...

Попробуйте найти наречия в этих предложениях.

1. Я думаю об этом во сне и наяву.
2. Цветы были слева и справа от дорожки.
3. Отличник всегда был наготове, когда учитель задавал сложный вопрос.
4. Повсюду лежал пушистый, мягкий снег.
5. Услышав звонок, ученики заговорили наперебой.
-2

Самопроверка:

1. Я думаю об этом во сне и наяву.

2. Цветы были слева и справа от дорожки.

3. Отличник всегда был наготове, когда учитель задавал сложный вопрос.

4. Повсюду лежал пушистый, мягкий снег.

5. Услышав звонок, ученики заговорили наперебой.

Самое сложное, что необходимо усвоить в написании наречий – это их СЛИТНОЕ или РАЗДЕЛЬНОЕ написание.

Проследите:

  • Наизусть – слитно
  • Поэтому (наречие) – слитно
  • Вслепую (наречие) – слитно
  • По двое – раздельно
  • В открытую – раздельно

Слитное и раздельное написание наречий – это одно из самых сложных правил. Написание многих наречий нужно просто ЗАПОМНИТЬ!

-3

Но чтобы немного упростить вам задачу, попробуем найти общие черты у некоторых наречий, объединив их в группы и сформулировав правила.

Почему сложно определить, какое наречие пишется слитно, а какое – раздельно?

В первую очередь потому, что большая часть наречий образована от СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ и МЕСТОИМЕНИЙ, соответственно, такие наречия похожи на эти части речи с ПРЕДЛОГАМИ!

Сравните: ВКРУТУЮ (слитно) и В ОБНИМКУ (раздельно).
  • ВКРУТУЮ – это действительно наречие. Образовано от прилагательного "крутой" с помощью приставки В- и суффикса -УЮ.
  • А вот В ОБНИМКУ – это не совсем наречие. Это так называемое наречное сочетание, которое не до конца превратилось в наречие. Другими словами, наречное сочетание – это сочетание слов, которые принадлежат другим частям речи и лишь приобрели некоторые признаки наречий (в частности, неизменяемость и роль обстоятельства в предложении).

Возникает вопрос: как отличить НАРЕЧИЕ от НАРЕЧНОГО СОЧЕТАНИЯ?

Есть четыре решения.

-4

Решение № 1. Вспомнить, что такое наречие и чем оно отличается от других частей речи.

Решение № 2. Обратить внимание на гласные и согласные в написании слова.

Решение № 3. Определить, от чего образовалось наречие.

Решение № 4 (самое сложное). Однажды выучить правописание наречий, чтобы потом писать эти слова без ошибок.

Итак, попробуем объединить некоторые похожие наречие, которые пишутся по единому правилу.

Поговорим о наречиях, которые пишутся СЛИТНО.

1. Сюда относятся наречия, которые НЕ употребляются без приставки (приставок). Это самые древние, старые наречия.

Например: вдребезги, взаперти, впритык, врасплох, втихомолку, наизусть, натощак, невпопад, оземь.

2. Также отнесём сюда наречия, образованные от другого наречия или прилагательного с помощью приставки (и суффикса).

Задаром <- приставка ЗА- + наречие ДАРОМ
Сгоряча <- приставка С- + основа наречия ГОРЯЧО + суффикс -А
Втёмную <- приставка В- + основа прилагательного ТЁМНЫЙ + суффикс -УЮ
Донéльзя <- приставка ДО + наречие НЕЛЬЗЯ

3. Еще добавим к этому списку наречия, которые были образованы от СОБИРАТЕЛЬНЫХ числительных с помощью приставок В-, НА- (и суффикса).

Вдвое <- двое (приставка В-)
Впятером <- пятеро (приставка В- + суффикс -ОМ)
Надвое <- двое (приставка НА-)
Натрое <- трое (приставка НА-)

Внимание! Исключения: ПО ДВОЕ, ПО ТРОЕ, НА ТРОИХ.

4. Дополним группу наречиями, образованными от местоимений с предлогами.

Зачем <- за + чем
Отчего <- от + чего
Почему <- по + чему
Поэтому <- по + этому

НЕ ПУТАЙТЕ наречия с местоимениями!

Обратите внимание:

1. Уроки закончились, поэтому я пошёл домой.

Пошёл домой (почему? по какой причине?) поэтому. Это наречие.

2. Витя мечтал прогуляться по этой солнечной аллее.

Прогуляться (по чему? т.е. по какой местности?) по аллее.

По аллее (какой?) этой. Это местоимение с предлогом.

3. Зачем мне покупать ненужную вещь?

Покупать (с какой целью?) зачем. Это наречие.

4. За чем находится продуктовый магазин?

Находится (за чем? т.е. за каким зданием?) за чем. Это местоимение с предлогом.

5. Кроме того, отнесём сюда наречия, к которым нельзя подставить какое-либо прилагательное после предполагаемого предлога или задать падежный вопрос к этому прилагательному.

Например: Выучить (на)зубок.

Можно ли подставить между НА и ЗУБОК прилагательное, например, красивый?

Нет.

Можно ли попробовать задать вопрос внутри этого слова, например, на (чей?) зубок? На мой зубок.

Тоже нельзя.

Всё потому, что наречие НАЗУБОК в сочетании с глаголом «выучить», «вызубрить», «знать» и т.п. образует устойчивое выражение, означающее «знать хорошо, твёрдо, основательно».

Сюда же отнесем и другие примеры: воистину, вослед (то же, что вслед), наполовину, подряд.

Еще раз обращаю ваше внимание:

НЕ ПУТАЙТЕ наречия с существительными с предлогами!

Сравните:

1. Мы шли вслед за экскурсоводом.

Шли (как?) вслед. Это наречие.

2. Охотник всматривался в след волка.

Всматривался (куда? во что?) в след. Это существительное с предлогом.

6. Не забудем отнести сюда наречия, которые были образованы от существительных с пространственным или временным значением (верх, низ, лево, право, зад, перед, даль; век, начало).

Например: вверх, ввысь, вдаль, вначале, вовеки, впереди, издали, книзу, навеки, назад, налево, сначала.

И тут всё не так просто! Если при наречии появляются поясняющие слова, то такие наречия должны писаться раздельно: в даль (какую?) туманную, в начале (чего?) года; на веки вечные (= навсегда), во веки веков (= всегда, вечно). Два последних примера являются устойчивыми сочетаниями слов и всегда пишутся раздельно.

7. И последнее, о чем следует упомянуть, – это о наречиях, образованных с помощью приставок В- и ПОЛ- и обозначающих неполноту действия.

Например: вполсилы (ударить), вполголоса (сказать), вполоборота (повернуться), вполглаза (посмотреть).

Не путайте с такими выражениями, как «стена в полметра» или «справляюсь в полчаса». Здесь невозможно определить полноту/неполноту действия.

Перейдем к наречиям, которые пишутся РАЗДЕЛЬНО.

1. Раздельно пишутся те наречные сочетания, у которых сохранились падежные формы (вторую часть можно изменить).

Например:

На корточки – на корточках
Под мышки – под мышками – под мышкой
На память – по памяти
За границу – за границей

2. Сюда же отнесем те наречия, у которых ПРЕДЛОГ оканчивается на СОГЛАСНЫЙ, а слово начинается с ГЛАСНОЙ.

Например: без устали, в обнимку, в одиночку, в отместку.

3. Правописание некоторых наречий придется заучивать, запоминать.

Обратите внимание на трудные случаи написания: без ведома, до отвала, до смерти, на виду, на глазок, на ощупь, на совесть, с разбегу.

Таким образом, мы попробовали выявить общие признаки у некоторых наречий, правописание которых можно объяснить.

В любом случае, у всех наречий есть несколько общих черт:

1. Они не изменяются.

2. Чтобы не ошибиться в слитном или раздельном написании наречия, необходимо следить за поясняющими словами, находящимся рядом (внутри) наречий.

3. Для того, чтобы не спутать наречие с падежными формами других частей речи, нужно правильно задать вопрос.

-5

Задание для закрепления. Спишите предложения, раскройте скобки.

(С)начала вам покажется, что эту тему невозможно понять. Но то, что казалось вам сложным в начальной школе, теперь вы знаете (на)изусть. (По)этому следуйте по(тому) алгоритму, который был предложен вам выше. Идите (на)прямую к цели – научиться писать наречия правильно. Не сворачивайте (на)лево или (на)право на пути к понимаю данной темы – таким образом вы усвоите сложнейший материал.
-6

Самопроверка:

СНАЧАЛА вам покажется, что эту тему невозможно понять. Но то, что казалось вам сложным в начальной школе, теперь вы знаете НАИЗУСТЬ. ПОЭТОМУ следуйте ПО ТОМУ алгоритму, который был предложен вам выше. Идите НАПРЯМУЮ к цели – научиться писать наречия правильно. Не сворачивайте НАЛЕВО или НАПРАВО на пути к понимаю данной темы – таким образом вы усвоите сложнейший материал.
-7

Задание для закрепления. Спишите предложения, раскройте скобки.

1. Мы (на)конец встретились.
2. Денис успел (на)конец фильма.
3. Посмотрите (в)верх и закройте глаза.
4. (В)верх зáмка невозможно попасть.
5. (В)дали горизонта клубился густой туман.
6. (В)дали показались кочевники.
7. Я собирался (на)встречу с друзьями.
8. Он бежал (на)встречу ветру.
-8

Самопроверка:

1. Мы наконец встретились.
2. Денис успел на конец фильма.
3. Посмотрите вверх и закройте глаза.
4. В верх зáмка невозможно попасть.
5. В дали горизонта клубился густой туман.
6. Вдали показались кочевники.
7. Я собирался на встречу с друзьями.
8. Он бежал навстречу ветру.
-9

ОБЯЗАТЕЛЬНО перейдите на эту страницу, чтобы увидеть ПОЛНЫЙ список наречий и наречных выражений с раздельным и слитным написанием.

*Для тех, кто хочет быть грамотнее.

Хотите узнать, как написать такой диктант без ошибок?

-10

Подробное объяснение этого текста можно увидеть здесь.

#русскийязык #7класс #наречие #школа #репетитор