Найти тему
Шахтёр

В вагоне поезда продавец притворился глухим. Пассажиры быстренько его «вылечили».

В 70-е годы ехал отец в плацкартном вагоне из Сибири в Москву. Компания подобралась чисто мужская – все четыре места заняты мужиками примерно одного возраста. Причём, двое из попутчиков – глухонемые. Говорящим пассажирам наблюдать за их «разговором» забавно и в то же время любопытно. Сидят друг против друга, постоянно жестикулируют. Движения рук порой настолько быстрые, что уследить за ними не всегда удаётся. А они, как ни странно, на руки вроде вообще внимания не обращают. Неужто и вправду друзья понимают друг друга без говорящих слов?

Решили проверить. В тетради глухонемым пишут задание (они голосом не слышат): сейчас одному из них напишут предложение, тот скажет языком жестов другому и второй напишет, что сказал ему первый. А затем сравнят результаты. Глухонемые с улыбками на лицах кивают головами – мол, согласны на проверку.

Отец с товарищем пишут несложное предложение первому глухонемому, второй не подглядывает. Глухонемой прочитал, лист бумаги тут же перевернули, чтобы второй глухонемой случайно не увидел и не смог прочесть. Первый второму что-то быстро-быстро «пролепетал» руками, тот склонился над бумагой и пишет предложение. Написал, показывает. Отец с товарищем от удивления рты пораскрывали – слово в слово повторил!

Попробовали устроить проверку с более сложной фразой, но результат оказался тот-же – глухонемые превосходно «разговаривают» руками и при этом замечательно понимают друг друга. На этом эксперимент решили завершить. Весь дальнейший путь отец с товарищем уже мало обращали внимания на глухонемых друзей: те втихушку о своём болтают, отец с товарищем ведут беседы на свои темы и никто никому не мешает.

Фото автора. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.
Фото автора. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.

Через день на небольшой станции в поезд зашёл продавец журналов и газет. Молча идёт по вагону, на сидушку каждого купе кладёт по кипе периодики. Подошёл к отцу сотоварищи, видит – все мужики, уже не молодые, женщин и тем более детей нет. Достал из кармана колоду карт (фабричные, цветные и совсем не «атласные»), кинул сверху на чтиво и пошёл дальше. Отец говорит товарищу:

– Глухим притворяется. Как бы его «раскусить»?

Товарищ взял карты, посмотрел их и... кинул под подушку. На немой вопрос попутчиков, говорит:

– Мы продавца разыграем. Коли выдаёт себя за глухонемого, то и разговаривать с ним будут глухонемые.

Знаками и записями в тетради объясняет задачу глухонемым, те довольные расплылись в улыбке. Видимо, у самих руки «зачесались» на языке жестов «поговорить» с мнимым глухонемым и посмотреть на его реакцию.

Через какое-то время возвращается «глухонемой» продавец назад, собирает свой товар. Кто-то из пассажиров что-то покупает, дабы скрасить дальнюю дорогу чтением прессы и разгадыванием кроссвордов. Но в основном пассажиры не проявляют интереса к товару продавца, у них своей прессы хватает.

Подошёл к купе с нашими пассажирами. Газеты и журналы лежат аккуратной стопочкой на краю сидения, мужики равнодушно поглядывают в окошко. Продавец спохватился – карт нет! И ведь запомнил, что оставил их именно в этом купе, а не в другом. Начинает мычать и знаками показывать, чтобы за карты заплатили. Отец с товарищем делают вид, что не понимают его:

– Нет, нам не нужны твои газеты и журналы. У нас у самих есть что почитать. Забирай, иди дальше.

Продавец головой мотает и продолжает мычать, уходить не собирается. Отец с товарищем дают знак глухонемым попутчикам и те «наперебой» живо начинают что-то объяснять продавцу на языке жестов. Видимо, продавец никак не ожидал такого подвоха. Упавшим голосом он заговорил:

– Мужики, отдайте карты.

Товарищ достал из-под подушки колоду карт, спрашивает продавца:

– А чего глухим притворяешься? Язык что-ли отсох?

Продавец оправдывается:

– Мы так «работаем».

Товарищ воскликнул:

– Так ты не один по вагонам шастаешь? Зови других, мы и их говорящими сделаем.

Карты вернули, продавец ушёл. Ходили по вагонам ещё люди с различными товарами – хрусталь, конфеты в коробках, рыба вялено-копчёная и пр. Но «глухих» среди них уже никого не было. С ними можно было и поговорить нормально, и поторговаться малость, да и продажи у них шли гораздо веселее.

-3