Найти тему

А мы пойдем на Север: фрески Ферапонтово, начало Беломорканала и дороги Карелии. Ч.3

Покидаем Кириллов и едем в сторону Кеми. По пути заезжаем в Ферапонтово. Прошлый раз мы оказались тут на закате. Вид на закате на Ферапонтово озеро просто бесподобен: тишина, ветра нет, спокойствие и лучи закатного солнца...

Но сейчас мы тут утром, к вечеру мы уже должны быть в Кеми. И нам обязательно надо зайти посмотреть на сам монастырь. Потому что внутри находятся знаменитые фрески Дионисия, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Прошлый раз мы этого сделать не успели.

-2

На улице похолодало, хотя вовсю светит солнце. Так что мы утеплились. Ну и, конечно, перед входом в монастырь у нас фотосессия. Как говорится: "Не запостил, значит не было".

В плане посещения монастыря нам очень повезло - мы успели как раз к началу экскурсии. Ну что, пошли смотреть фрески. Можно закидать меня тапками, но меня не особо впечатлило. Фрески похожие мы в Пскове видели. Фотографировать со вспышкой нельзя, так как это может повредить им. Поэтому можно посмотреть в предыдущих публикациях - очень напоминают фрески в Спасо-Преображенском монастыре Пскова (https://zen.yandex.ru/media/id/61ec6e2ee1cc6d5e0808d0a8/poezdka-v-pskov-legendy-starogo-goroda-ch-4-61f6c065868223541069714e?&). А вот рассказ экскурсовода был очень познавательным. Оказывается, уникальность фрескам в Ферапонтово придает особый микроклимат в церкви. За счет определенного уровня влажности в слоях краски могут обитать особые микроорганизмы — актиномицеты, благодаря которым фрески сохраняют свои цвета. Если изменить температуру - для них станет слишком сухо и фрески могут утратить свою окраску.

-4

В итоге гуляли мы до обеда. Часов в 12 мы наконец идем к своим машинам. И думаете выезжаем? Неееее. Вот тут начались приключения. Леха говорит, что у него что-то хрустит, и надо посмотреть - что случилось. Естественно, инструменты у меня лежат в самом низу в багажнике. Разгружаю Марысю, достаю инструменты (второй день путешествия, а я уже научилась бодро за 5 минут разгрузить-загрузить свою ниву). Леха с Саней поковырялись, говорят норм, доедем. Впереди две недели, из которых часть времени в условиях отсутствия цивилизации, а тут "что-то хрустит". Кхм, ну ладно. Автослесарю то виднее.

-5

Ну вроде выехали. По принципу - раз едет, пусть пока хрустит. И опять мы едем не в Кемь. Мы едем смотреть церковь Нила Сорского - деревянное зодчество, но современное - начала 2000-х годов. Мы планировали увидеть еще несколько памятников деревянного зодчества, но.... Но об этом позже.

-6

И вот, наконец, мы выезжаем на трассу до Вытегры. Исторический момент - никогда раньше мы с Марысей так далеко от дома не уезжали. Прям как во Властелине колец, когда хоббиты покидали свою родную деревню. Волнительно, все-таки первый раз то.

-7

Дорога отличная. И пустая. Машин здесь практически нет (в последующие годы, когда мы опять ездили здесь - ничего не поменялось). Асфальт просто прекрасный. Но и населенных пунктов тоже почти нет. И с заправками - надо заранее рассчитывать, чтобы не оказаться с пустым баком посреди Вологодских лесов.

Вот так всю дорогу было - тишина, и никого вокруг.
Вот так всю дорогу было - тишина, и никого вокруг.

Движемся мы, надо сказать, не бодро. Из графика уже выбиваемся. Но обед же. Останавливаемся на обед. Пока мы с Жанной готовим еду, Леха с Саней нашли рядом немного черники (и много комаров). После обеда мееееедленно упаковали машины. Т.к. после еды всем лень.

-9

Часам к 16.00 наконец то доехали до Вытегры. Она находится на Волго-Балтийском пути, а в средние века здесь проходил торговый путь в Новгород. Городом Вытегра стала в 1773 г. по указу Екатерины II (год основания как раз красуется на вывеске). Здесь, кстати, есть музей-подводная лодка. Но у нас еще много километров впереди, поэтому заправляемся до полного и едем дальше. Лехина нива хрустит, но уверенно едет вперед.

-10

И вот она - граница Карелии )))) О, я столько раз видела такие фото в сети, но до этого момента и не думала, что моя Марыся будет вот так же стоять здесь. Ааааааа, супер. Тут еще и стелла есть. Аааа. Срочно, срочно нужны фотки. Вероятно, дальнобойщики на стоянке очень веселились, глядя как я радостно прыгаю около нивы )

-11

Дорога идет по правому берегу Онежского озера. Само озеро мы толком не видим, но оно где-то рядом. Вот проезжаем указатель "Шальский" и "Онежские петроглифы". Где-то там они, загадочные древние изображения, чей возраст больше возраста египетских пирамид. Блин, но времени совсем нет, уже за 18.00 на часах, а до Кеми еще очень далеко (((

-12

Потихоньку меняется лес. У нас леса не такие. И реки, безумно красивые реки. В Карелии очень много водоемов, возможно площадь водной поверхности здесь больше, чему суши. Да, да, мы опаздываем, но как же можно не сфотографировать такую красоту. Оставляем машины на обочине и идем к реке.

Наши рыбаки опять обсуждают - есть ли жизнь на Марсе, тьфу, рыба в реке.

-14

Дорога отличная, но ни заправок, ни населенных пунктов, да и встречных машин особо нет. Солнце клонится к закату, а у нас до Медвежьегорска еще 112 км, а оттуда еще и до Кеми надо добраться. Ыыыыыыы.

-15

А вокруг лес все сказочнее и сказочнее. Ну вот чем хуже песка на берегу моря?

Тем временем, подозрительные стуки-хрусты у Лехи усиливаются. В Карелии на стоянках есть эстакады. Так вот, мы посетили большинство ) Плановый осмотр нивы. Но причина стука пока не найдена. Ну ладно, едет она нормально. Разберемся в Кеми.

-17

К вечеру мы добрались до Повенца. Поселок впервые упоминается в документах в 1563 г., хотя территория вокруг была заселена с эпохи мезолита. Чем знаменит Повенец? В XVI-XVII вв. через него проходила "тропа богомольцев" к Соловецкому монастырю. При Иване Грозном здесь была таможня. А в 1702 здесь заканчивалась "Осударева дорога" — по ней во время Северной войны в Онежское озеро всего за 8 дней были доставлены русские военные корабли.

-18

В XIX веке это было место ссылки. А при советской власти поселок стал центром строительства Беломорканала. Во время ВОВ отступающие красноармейцы взорвали плотину и Повенец вместе со шлюзами в буквальном смысле слова смыло с лица земли. После войны поселок отстроили вновь и сейчас это начальный пункт Беломоро-Балтийского канала. Именно здесь находится первый из семи шлюзов "Повенчанской лестницы".

-19

Машины поставили рядом, а сами пошли смотреть на шлюз. Фотосъемка запрещена, т.к. это вроде стратегический объект, но мы прикинулись вениками и быстренько сделали пару фото канала на память, пока проходили. Никто не заметил, не ругался.

-20

На другой стороне канала - памятник современного деревянного зодчества — Храм Николая Чудотворца (2003 г). Храм посвящен жертвам, погибшим во время строительства Беломорканала. Официальные цифры говорят нам, что их число было 12 300 человек, хотя историки говорят, что реальные цифры приближались к 50 000.

-21

Солнце почти зашло. А мы только в Медвежьегорске. Город молодой, он возник на месте железнодорожной станции "Медвежья гора" в начале XX века, когда строили железную дорогу, соединяющую Петроград с Мурманском. После войны здесь располагалось Управление Беломорстроя НКВД (довольно мрачное здание до сих пор возвышается над городом).

-22

Отзвонились хозяину гостиницы в Кеми, сказали, что раньше 23.00 нас не ждать. С заправками и дальше напряженка, так что заправляем полные баки. На заправке у нас был неприятный инцидент. Стоим в очереди, все как положено, впереди стоящая машина отъезжает от колонки, я трогаюсь вперед, но тут мне навстречу (!) подъезжает лэндкрузер 51 региона. При этом у мужика за рулем такой вид, как будто это я лезу перед ним, еще и возмущается. Так как все уже устали, мой штурман сказал: "Пропусти его, фиг с ним". Скрипя зубами сдаю назад — ну хрен с ним, может ему бензин нужен больше.

Заодно и в магазин зашли тут же, потому что в Кеми мы будем уже поздно, а на следующий день у нас Соловки на целый день. Весьма неожиданно в магазине Медвежьегорска Леха нашел сок, произведенный в Орловской области )

-23

К Кеми мы добрались уже к полуночи. Остановились мы в отличном гостевом доме "Кемский берег". Судя по всему, в Кеми всего два приличных места ночевки — это гостиница "Причал" в порту, откуда на Соловки уходят теплоходы, и "Кемский берег" (просто оазис среди окружающих пейзажей). В "Причале" места на нужные нам даты были забронированы еще в январе (!), поэтому мы выбрали второй вариант (и ни разу не пожалели). Стоимость номера была в 2018 около 1200 в сутки с человека (в 2021 тоже сильно не изменилась). Парковка на территории, что очень удобно. Для желающих есть баня (у нас желающие были, но времени не было). Есть причал с красивым видом на Белое море (кхм, ну мы все время в отлив на него попадали, поэтому видели живописно обмелевший залив). Размещение в доме с общей ванной. В домике всего 5 номеров-комнат, поэтому никто никому не мешается совершенно. Кроме того есть кухня со столовой и возможность приготовить еду самостоятельно, но гостеприимный хозяин за небольшую плату предлагает завтраки и ужины (безумно вкусные). В день приезда от ужина мы отказались, а вот завтраки очень пригодились ). Если будете в Кеми - рекомендую, место просто супер. А в 2021 у хозяина появился катер, он и на Соловки может доставить, при этом цена почти не отличается от теплохода, а времени в пути в два раза меньше.

Но вечером мы просто свалились в кровать и уснули моментом. Рассмотрим тут все позднее. Все-таки на часах 12 ночи, а в 8 утра нам надо быть в порту.

Подписываемся и читаем продолжение ))