Найти тему

Джорджия О’Кифф. Неприличные цветы и мужественная женственность

Девочки такие девочки! Им бы всё цветочки рисовать. И казалось бы, Джорджия О’Кифф именно этим и прославилась, но её цветочки не так то просты.

Georgia O'Keeffe. Anthurium. 1923/www.sothebys.com/
Georgia O'Keeffe. Anthurium. 1923/www.sothebys.com/

Сначала не очень понимаешь, что не так с изображением цветка. У Джорджии цветы перестают быть просто цветами. Поначалу охватывает смущение, что как бы заглядываешься на что-то интимное. Хотя почему «как бы» – это орган размножения цветка, показанный крупным планом. Ну а некоторые вызывают уж слишком навязчивые ассоциации с женским половым органом.

Georgia O'Keeffe. Oriental Poppies. 1928/www.wikiart.org/
Georgia O'Keeffe. Oriental Poppies. 1928/www.wikiart.org/
Georgia O'Keeffe. Black Iris. 1936/www.wikiart.org/
Georgia O'Keeffe. Black Iris. 1936/www.wikiart.org/

Из-за того, что цветок представлен так крупно, он перестаёт создавать впечатление нежности и хрупкости. Эти цветы масштабны, монументальны… Что может быть женственнее, чем цветы? Но это совсем не беззащитная, «слабая» женственность в розовых оттенках. Её защищать не хочется. Особенно, когда огромный цветок закрывает собой горы.

Georgia O'Keeffe. Red hills and white flower II/www.wikiart.org/
Georgia O'Keeffe. Red hills and white flower II/www.wikiart.org/

Иногда цветы теряют свои обычные свойства, превращаясь в абстракцию. Вообще картины О’Кифф где-то на грани реализма и абстракции. Опять же, такое крупное изображение, когда в кадр может попасть не весь объект, превращает его во что-то полуабстрактное. Что здесь изображено, роза или абстракция? И то, и другое.

Georgia O'Keeffe. Abstraction White Rose. 1927/www.wikiart.org/
Georgia O'Keeffe. Abstraction White Rose. 1927/www.wikiart.org/

О’Кифф соединяет цветы с выбеленными черепами животных. Зависая на фоне пустынного пейзажа, они создают сюрреалистическую картину.

Georgia O'Keeffe. Ram's Head, White Hollyhock-Hills. 1935/www.wikiart.org/
Georgia O'Keeffe. Ram's Head, White Hollyhock-Hills. 1935/www.wikiart.org/

Художница часто писала по памяти, не соблюдая предельную точность. Например, рога могли превратиться в красивый куст. Но это и передаёт мировосприятие в данный момент. Не изображение предмета, а воспоминание о нём, преобразованное фантазией и дорисованное философским взглядом.

Georgia O'Keeffe. From the Faraway, Nearby. 1938/www.wikiart.org/
Georgia O'Keeffe. From the Faraway, Nearby. 1938/www.wikiart.org/

О чём же всё-таки женственность Джорджии О’Кифф? Если посмотреть её фотографии, то мы видим очень уверенную в себе женщину с твёрдым решительным взглядом. В её одежде преобладает чёрный цвет, нередко мужские головные уборы.

-8

Она назвала себя художником, а не художницей. Хотела поставить себя рядом с мужчинами в профессиональном плане. Чтобы быть наравне с мужчинами, она взялась за то, за что они не решались браться – изображение небоскрёбов Нью-Йорка. Тонкая натура художника не позволяла приблизиться к столь маскулинному образу. А художница решилась. И победила. Она стала первой женщиной, удостоившейся персональной выставки.

Georgia O'Keeffe. Radiator Building – Night, New York. 1928/www.wikiart.org/
Georgia O'Keeffe. Radiator Building – Night, New York. 1928/www.wikiart.org/

Но какими небоскрёбы стали на картинах О’Кифф? Они похожи на ущелья, отвесные скалы. Их образ приближается к природным формам.

Georgia O'Keeffe. Street of New York. 1926/www.wikiart.org/
Georgia O'Keeffe. Street of New York. 1926/www.wikiart.org/

Вообще не всегда можно сразу однозначно сказать, природный ли изображаемый объект или рукотворный. Это, например, не груда камней, а церковь на ранчо.

Georgia O'Keeffe. Ranchos Church, New Mexico
Georgia O'Keeffe. Ranchos Church, New Mexico

Всё же хочется отметить, насколько красивы картины этой художницы! На протяжении своего творческого пути она боролась за право на красоту своих картин в 20-м веке, когда наступило время антикрасоты. Её же картины гипнотизируют, погружают в свой таинственный мир. Ты тонешь в этих потрясающих завораживающих переходах цвета, что бы ни было изображено: абстракция ли, предмет, пейзаж…

Lake George Reflection
Lake George Reflection
Autumn Trees the Maple
Autumn Trees the Maple
From The Lake
From The Lake

Так о чём же творчество Джорджии О’Кифф… О круговороте жизни и смерти, о зарождении и бесконечности, о любви ко всему земному и, конечно, о красоте.