Найти в Дзене
История и культура

Загадки портретов А.В.Суворова

Александр Васильевич Суворов - русский полководец, основоположник отечественной военной теории, национальный герой России и "прочия, прочия, прочия...". Со школьной скамьи мы знакомы с его именем, деяниями, высказываниями и моментами жизни. Великий полководец многим видится этаким маленьким, сухоньким, щупленьким, даже тщедушным старичком с тросточкой, с хохолком волос на голове, хилым здоровьем и славными чудачествами. Образ великого русского полководца, его жизнь и громкие победы на полях сражений послужили темой для многочисленных произведений искусства: живописи, скульптуры, графики. Авторы настойчиво стремились найти свою трактовку его образа. Об этом написано несколько капитальных исследований: М. Б. Стремоухов и П. Н. Симанский «Жизнь Суворова в художественных изображениях», 1900 год; А. В. Помарнацкий «Портреты Суворова. Очерки иконографии», 1963 год; С. В. Козлов «Суворов в его изображениях» 1899 год; Н. М. Коробков «Суворов. Жизнь и деятельность полководца в изображениях»

Александр Васильевич Суворов - русский полководец, основоположник отечественной военной теории, национальный герой России и "прочия, прочия, прочия...". Со школьной скамьи мы знакомы с его именем, деяниями, высказываниями и моментами жизни. Великий полководец многим видится этаким маленьким, сухоньким, щупленьким, даже тщедушным старичком с тросточкой, с хохолком волос на голове, хилым здоровьем и славными чудачествами.

Образ великого русского полководца, его жизнь и громкие победы на полях сражений послужили темой для многочисленных произведений искусства: живописи, скульптуры, графики.

И это все Суворов!
И это все Суворов!

Авторы настойчиво стремились найти свою трактовку его образа. Об этом написано несколько капитальных исследований: М. Б. Стремоухов и П. Н. Симанский «Жизнь Суворова в художественных изображениях», 1900 год; А. В. Помарнацкий «Портреты Суворова. Очерки иконографии», 1963 год; С. В. Козлов «Суворов в его изображениях» 1899 год; Н. М. Коробков «Суворов. Жизнь и деятельность полководца в изображениях», 1946 год.

Задачка в том, что образ в массовом сознании давно сформирован под влиянием многочисленных копий одного портрета, сделанного незадолго до смерти Суворова. На "исходном" портрете ему почти 70 лет!

Шмидт, Иоганн Генрих. Портрет генералиссимуса А.В. Суворова, 1800. 	                        В начале XIX века портрет был утерян. Вероятно, он находился в Кончанском, заброшенном имении Суворова, затем был украден. В 1897 году портрет был приобретён императором Николаем II для коллекции Эрмитажа, в качестве продавца выступил коллежский советник А.В. Верещагин.
Шмидт, Иоганн Генрих. Портрет генералиссимуса А.В. Суворова, 1800. В начале XIX века портрет был утерян. Вероятно, он находился в Кончанском, заброшенном имении Суворова, затем был украден. В 1897 году портрет был приобретён императором Николаем II для коллекции Эрмитажа, в качестве продавца выступил коллежский советник А.В. Верещагин.

20 (31) марта 1799 года император Франц II присвоил Суворову звание генерал-фельдмаршала Священной Римской империи, тогда же наш полководец стал и Великим Сардинским маршалом. Поэтому Суворов у Шмидта изображён в австрийском фельдмаршальском мундире; на позднейших повторениях появляются искажения - художники «переодевали» полководца в русский мундир, добавляли и изменяли награды, при этом, не слишком заботясь о правильности их расположения.

Этот портрет положил начало так называемому “типу Шмидта”, по которому впоследствии были созданы его многочисленные изображения – как в технике гравюры, так и в технике масляной живописи. А черты лица? А вы судите сами, смотрите работы ниже.

В 1815 году русские войска находятся в Европе. Генерал И. В. Сабанеев, командовавший тогда дивизией в южной Германии, в письме своему другу графу М. С. Воронцову сообщает о посылке ему портрета , исполненного известным тогда французским живописцем Карлом Штейбеном. В портрете он находил удивительное сходство с Суворовым, которого хорошо знал и любил. Автор работая над портретом хорошо изучил работы предшественников.

Прижизненных портретов Александра Васильевича немного, но Суворов на картинах был изображен совершенно по-разному.

В конце 1779 года из канцелярии князя Потемкина Суворову пришло предписание выслать в столицу свой портрет для создававшейся в Эрмитаже галереи.

Александр Васильевич Суворов не любил позировать. Из-за нелюбви к своей наружности: мол, не соответствую представлениям о чертах героя, Суворов не любил «обезьянничать» перед зеркалами. И был их решительным гонителем из жилищ, где останавливался в военных походах: «Помилуй Бог, не хочу видеть другого Суворова». И даже Екатерина II, принимая его во дворце, в угоду полководцу зеркала приказывала завешивать.
Неизвестный автор. А.В. Суворов, 1780.                                                                          Портрет является копией портрета, выполненного неизвестным художником в Астрахани в 1780 г.
Неизвестный автор. А.В. Суворов, 1780. Портрет является копией портрета, выполненного неизвестным художником в Астрахани в 1780 г.

Суворов не торопился исполнить распоряжения, и лишь в апреле 1780-го он отправил в канцелярию ответ, что готов созданию портрета. К июлю 1780 года портрет действительно был написан (в Астрахани) и отослан в Петербург. Этот портрет можно считать самым ранним (не считая детского) портретом Суворова. Полководцу было без малого 50 лет. Из-за этого — а, возможно, из-за художественного уровня автора копии — в лице на портрете опознать черты Суворова почти невозможно. Художник сработал робко, сухо и формально.

Д.Г. Левицкий. Портрет Александра Васильевича Суворова,1786.
Д.Г. Левицкий. Портрет Александра Васильевича Суворова,1786.

Более эмоционален портрет 1786-го, который принадлежит кисти великого Дмитрия Левицкого (1735 – 1822) – говорят, что писал он Суворова по памяти и слухам, у генерала не нашлось времени для сеансов. Немало подражаний вызвал этот скромный портрет. Но нашлись и новые ракурсы.

Известны прижизненные рисунки французского художника Жана Пьера Норблена де ла Гурдена.

Жан Пьер Норблен де ла Гурден - французский художник бельгийского происхождения, сочувствовавший Тадеушу Костюшко. Его отношение к Суворову было далеко не восторженным. Запечатлел он победителя Польши талантливо! Норблен видел Суворова, рисовал с натуры.

На его рисунках Суворов настолько не похож на канонические изображения, что работы Норблена стали считаться карикатурными, хотя это не так.

К тому-же году относится еще одна работа: получив фельдмаршальский жезл, в Варшаве, Суворов, предположительно, встречался с художником К. Бэконом, который в 1795-м году создал несколько миниатюрных портретов полководца.

Говорить о чертах лица и тонкостях изображения в миниатюре несколько бессмысленно. Но некоторое представление составить можно. На оригинале и на повторении можно заметить, что Суворов изображен и с наградами, и с подарками: с фельдмаршальским жезлом (знак высшей военной власти за штурм Праги, предместья Варшавы в 1794 г.), с орденами: Св. Андрея Первозванного (лента и звезда), Св. Анны 1-й степени (крест на шее), Св. Георгия 1-й степени (звезда), портретом австрийского императора Франца II в бриллиантовой оправе на красной с белым ленте. В рукешляпа с алмазным бантом (награда за взятие Праги, предместья Варшавы), на плече алмазный эполет (получил в1783 г.). Любил Александр Васильевич награды, но исключительно боевые, так же и подарки!

Посмотрим на еще один портрет этого периода. Австрийский живописец Крейцингер написал Суворова в 1799 году.

Крейцингер Иосиф. Портрет А.В.Суворова. 1799.                                                          Суворов одет в мундир Преображенского полка времен Павла I, военную шляпу художник изобразил уже австрийскую.. Через правое плечо поверх кафтана - лента ордена св. Андрея Первозванного, под кафтаном видна лента ордена св.Георгия. На шее - лента ордена св. Анны и св. Иосифа Иерусалимского. На груди на красно-белой ленте - портрет австрийского императора в бриллиантовой рамке и три орденские звезды.
Крейцингер Иосиф. Портрет А.В.Суворова. 1799. Суворов одет в мундир Преображенского полка времен Павла I, военную шляпу художник изобразил уже австрийскую.. Через правое плечо поверх кафтана - лента ордена св. Андрея Первозванного, под кафтаном видна лента ордена св.Георгия. На шее - лента ордена св. Анны и св. Иосифа Иерусалимского. На груди на красно-белой ленте - портрет австрийского императора в бриллиантовой рамке и три орденские звезды.

В это время Александр Васильевич командовал союзными войсками России и Австрии против Франции (Итальянский поход). У полководца как обычно не было свободного времени, но он сумел прибыть в Вену, где император Франц II прислал к нему придворного живописца. За три дня художник успел сделать лишь наброски. Полностью портрет дописывался в отсутствие полководца. Современники считали, что Крейцингер «онемечил» Суворова, привёл его облик к европейским стандартам. Но! Д.Давыдов считал этот портрет самым похожим:

«не нравится мне ни один из его бюстов, ни один из портретов его, кроме портрета, писанного в Вене во время проезда в Италию, с которого вернейшая копия находится у меня, да бюста Гишара, изваянного по слепку с лица после его смерти: портрет, искусно выгравированный Уткиным, не похож: он без оригинального выражения его физиономии, спящ и безжизнен».

К 1799 году относится и миниатюра, автором которой был К. де Местр. Добрую половину своей жизни (а прожил он, ни много ни мало, 90 лет) К. де Местр провел в России. Французский эмигрант, участник Альпийского похода Суворова, участник Отечественной войны 1812 г., воевавший на стороне русских, впоследствии генерал, директор и библиотекарь Музея Адмиралтейства, ученый, поэт, художник — Ксавье де Местр был связан (в разной степени) с семьями Пушкиных-Ганнибалов, Вяземских, Долгоруких, Загряжских, Гончаровых, Ланских, Муравьевых. Очень занимательная личность, но нам интересна его миниатюра. Времени рассмотреть Суворова у него было предостаточно!

К. де Местр. Граф А.В. Суворов-Рымникский. Около 1799 г.                                                                                                                                                                                                                         В овальном гладком медальоне желтого металла, вставленном в светло-коричневую рамку с узором "жемчужник» по окошку. А.В. Суворов изображен с Большим Мальтийским крестом и знаком ордена Св. Анны 1-й ст., украшенным бриллиантами. Пожилой человек. Седые волосы, тонкие запавшие губы, умные тоскливые глаза, взгляд через плечо.
К. де Местр. Граф А.В. Суворов-Рымникский. Около 1799 г. В овальном гладком медальоне желтого металла, вставленном в светло-коричневую рамку с узором "жемчужник» по окошку. А.В. Суворов изображен с Большим Мальтийским крестом и знаком ордена Св. Анны 1-й ст., украшенным бриллиантами. Пожилой человек. Седые волосы, тонкие запавшие губы, умные тоскливые глаза, взгляд через плечо.

Многие работы художника, очевидно, не сохранились, но, возможно, некоторые произведения скрываются в фондах музеев под обозначением «неизвестный художник» — К. де Местр редко подписывал свои работы. В настоящее время известно около 10 портретов, выполненных им в 1800—1810-х годах; среди них — редчайший миниатюрный портрет А. В. Суворова, созданный во время Альпийского похода (1799), сейчас миниатюра хранится в музее-панораме «Бородинская битва»;

Суворов после Швейцарского похода оказался в Праге. И здесь был написан последний прижизненный портрет простуженного в Альпах военачальника, возвращающегося на Родину. Если мы посмотрим на оригинал картины, который ныне хранится в Национальном музее Лихтенштейна, то увидим, что художник Шмидт написал российского полководца А.В. Суворова в белом австрийском фельдмаршальском мундире. Посмотрим на портрет еще раз:

Шмидт, Иоганн Генрих. Портрет генералиссимуса А.В. Суворова, 1800
Шмидт, Иоганн Генрих. Портрет генералиссимуса А.В. Суворова, 1800

Обратимся к статье, напечатанной А. Бильдерлингом в № 261 газеты «Русский Инвалид» за 1898 год:

«Когда после швейцарского похода, Суворов возвращался больной в Россию, в начале 1800 года, он дорогой остановился в Праге, где случайно встретился с известным в то время придворным художником-портретистом австрийского Императора, Шмидтом. Выйдя однажды в 7 часов утра к завтраку в рубашке и исподнем белье, Суворов заметил, что Шмидт собирается его рисовать: «что ты, братец, в таком виде меня рисуешь, – обратился он к художнику, – ведь я австрийский генерал и даже фельдмаршал»; и тут же приказал Прошке принести свой мундир и все регалии..."

Тяжёлые условия Альпийского похода и полученная там простуда окончательно подорвали здоровье Суворова, которому шёл тогда уже семидесятый год жизни. На месте старых боевых ранений открылись язвы, вызвавшие гангрену.

Смерть А. В. Суворова К. Гампельн по рис. П. А Оленина. Литогр., 1822. На военных мундиры более позднего периода, художник не учел изменений.
Смерть А. В. Суворова К. Гампельн по рис. П. А Оленина. Литогр., 1822. На военных мундиры более позднего периода, художник не учел изменений.

6 мая 1800 г., в 2 часа пополудни, в Санкт-Петербурге, доме 23 по Крюкову каналу Александр Васильевич Суворов скончался. Суворов не терял присутствия духа и не собирался умирать. Об этом свидетельствует тот факт, что он, будучи очень религиозным человеком, не с первого раза согласился причаститься по просьбе родных. Последние его слова, как рассказывали, были исполнены смирения: «Долго гонялся я за славой, всё мечта. Покой души у престола Всевышнего!».

Посмертную маску удалось изготовить и это дает нам возможность, увидеть настоящий лик Суворова, пусть и с посмертными искажениями.

В мае 2016 года телеканал "Звезда" выпустил фильм "Суворов. Альпы. 200 лет спустя". При создании фильма про Суворова авторы провели поистине кропотливую работу и выяснили, что лицо полководца, которое мы все хорошо знаем по картинам, выглядело несколько отличным от канонического портрета. К такому выводу пришли после совместных исследований музея Суворова (предоставили посмертную маску) и Лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН. Ученые изучили посмертную маску Суворова и научным (не творческим) путем восстановили его настоящий портрет.

-15
Это - уникальный случай в нашей практике, - рассказывает руководитель лаборатории института этнологии и антропологии РАН Елизавета Веселовская. - Обычно для реконструкции мы используем черепа. Но когда к нам обратились журналисты, снимавшие фильм про легендарный переход Суворова через Альпы, мы не смогли им отказать. Впервые внешность человека была восстановлена не по костям черепа, а по маске. Это непросто. Понятно, что мягкие ткани после смерти изменяют свою форму, иногда - весьма существенно. К тому же у нас была задача восстановить не облик больного старика (известно, что Александр Васильевич умер в 69 лет после тяжелой болезни), а внешность человека на пике его зрелости и славы.

У Суворова на научно реконструированном портрете более крупные черты, шире нижняя челюсть, овал лица не заостренный, а скорее правильно округлый. Спорная реконструкция. С учеными трудно спорить, да и зачем? Но! Похожий портрет выдал еще Суриков. Смотрите сами:

Суриков В. И. Портрет генералиссимуса А. В. Суворова, 1907
Суриков В. И. Портрет генералиссимуса А. В. Суворова, 1907

Это все о истинном виде Суворова. Ученые надеются восстановить облик по черепу:

К сожалению, нам не удалось восстановить очень важные детали реконструкции, как то: форму черепа Суворова, его рост, особенности сложения, - говорит Елизавета Веселовская. - Однако я надеюсь, что в ближайшее время мы получим доступ к останкам Суворова, захороненного в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Православная церковь намерена канонизировать генералиссимуса, который - единственный среди всех российских военачальников! - не проиграл ни одного сражения. Если его причислят к лику святых, неизбежна эксгумация, а значит, произвести все антропологические замеры останков будет вполне возможно.

Пока этого не случилось, будем пользоваться прижизненными портретами и собственной фантазией и предпочтениями.

Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

А.Житков