Учителям в школе не позавидуешь - чересчур активных детей с шилом становится все больше. У такого ребенка проблемы не только с поведением, но и с учебой -ведь ему очень тяжело сконцентрировать свое внимание и удержать на какой-либо деятельности. В этой и будущих статьях поделюсь своими секретами, помогающими моему сыну жить с этой проблемой.
Мой сын (8 лет) – очень активный ребенок, постоянно в движении, быстро переключается с дела на дело, многое не доводит до конца. Ему часто хочется вставать из-за стола, прыгать и бегать, вертеть карандаш в руках и иногда его грызть, хочется говорить громче, что бы его замечали и хвалили. «Неусидчивый», «витает в облаках», «шило в одном месте» — каких только ярлыков не придумывают для гиперактивных детей! Вот только внимательнее от этого ребенок не станет.
Раньше сыну было тяжело учиться - в детском саду его очень ругали за "бесячество", за громкость и неспособность нормально считать и рисовать палочки.
С ним было трудно дружить - он не принимал правила, плохо вообще понимал, что от него хотят. Ну, он как бы слушал, а мыслями уже гонял мяч.
Сейчас, когда мы уже знаем, как называется особенность нашего сына и научились жить с этим странным словом - СДВГ.
СДВГ — это не миф и не вежливое название для невоспитанных детей. За аббревиатурой скрывается «синдром дефицита внимания и гиперактивности» — особенности работы нервной системы, которые обусловлены несколькими факторами:
- генетикой, тяжелым течением беременности или родов, неправильным образом жизни и питания будущей матери. В нашем случае - гипоксия при родах сделала свое дело.
- особой регуляцией нейромедиатора норадреналина: химия внутри головы, которая заставляет человека выдавать мгновенные, необдуманные и поэтому зачастую неадекватные реакции
- недостаток дофамина вызывает некорректную работу системы подкрепления, планирования и мотивации
- медленно созревающая префронтальная кора
- по статистике, в 60% случаев признаки СДВГ сохраняются и во взрослом возрасте.
СДВГ это не про «умник» или «двоечник», а про невозможность реализовать себя и продуктивно направлять усилия из-за того, как работает нервная система.
Синдром СДВГ может поставить только специалист, а заподозрить это состояние или отдельные его признаки можно, понаблюдав за ребенком.
Взрослому стоит обратить внимание, если ребенок:
- Забывчив: с утра вы попросили его что-то сделать, сто раз переспросили, понял ли он вас, а вечером выясняется, что он всё забыл и перепутал.
- Невнимателен: делает много ошибок даже там, что выучил.
- Рассеян: теряет и забывает вещи, меняется с друзьями игрушками, а потом забывает, что и кому отдал.
- Не сосредоточен: его сложно увлечь каким-то делом, процессом.
- Гиперактивен: много говорит, беспокойный, постоянно двигается, что-то теребит, ерзает, не может стоять на одном месте.
Помогло нам вот что:
- жизнь по расписанию. Да, вначале он жутко не хотел, но теперь без понятного плана как-то не уютно, а с ним - спокойно. Картинки даже сам рисует!
- вовремя ложиться спать (не позже 21.30), пить воду.
- спорт, физкультура, активные пешие прогулки.
- сбалансированное питание, строгое ограничение сладкого и мучного, восполнение дефицитов. Завтрак - просто обязателен!
- все уроки он делает с переменками, то на мяче попрыгает, то под диваном проползет
- в руках у него часто есть мяч-антистресс, или браслет, или кубик - по настроению достает из рюкзака
- ходить на занятия, где можно кричать, строить и ломать башни, рисовать каляки-маляки и играть в настолки, которые учат соблюдать правила
- строгое ограничение экранного времени (не больше 30 минут в день)
- мы поговорили с учителем, она нагружает его помощью в классе, и поручила поливать цветы. А еще он поднимает стулья на парты после уроков с одним тоже подвижным мальчиком.
Чтобы справиться с СДВГ нужна комплексная работа по всем фронтам – нейрокоррекция, режим и питание, атмосфера дома. Если вы заметили у ребенка какие-то признаки, обязательно сходите к неврологу и сделайте ЭЭГ.
А как обстоят дела с рассеянностью у ваших детей? Замечали у них похожие признаки?