Одно из самых странных и обсуждаемых паранормальных явлений в Испании стало происшествие в небольшой деревне Бельмес (Belmez). Это случилось более 50 лет назад - в 1971 года. В одном из домов на полу и стенах стали появляться таинственные изображения человеческих лиц.
Картины с загадочными лицами были похожих на старинные фрески. Любые попытки стереть их были тщетными, потому что после того, как они, казалось бы, стерли их, лица снова появились через пару дней.
Лицо на бетоне
Для Марии Гомес Перейра из испанского муниципалитете Бельмес-де-ла-Мораледа 23-е августа 1971 года начиналось как и любой другой день. Выполняя повседневную работу по дому, она прошла мимо кухни и краем глаза заметила что-то странное на бетонном полу. Там было пятно, которое она никогда раньше не замечала и, казалось, что оно увеличивалось, когда она смотрела на него.
Мария взяла мокрую тряпку и попыталась помыть пол, но безуспешно. Разочарованная, она решает заняться другими делами, но по возвращению на кухню, её пришлось испытать настоящий шок - пятно изменилось. Теперь оно было похоже на человеческое лицо, отпечатанное на её кухонном полу!
Когда ее муж Хуан Перейра и сын Мигель пришли домой, они бросили все дела и попытались удалить призрачное лицо, но тоже потерпели неудачу. Хуже того, лицо начало менять свое выражение. Встревоженные, они в конце концов решили разобрать эту часть пола при помощи перфоратора и залить новый цемент, но это только усугубило ситуацию. Сначала новый пол выглядел великолепно, но это продолжалось только семь дней, после чего пятно снова проявилось на бетоне. Это лицо имело выражение, будто бросающее вызов людям, пытающимся удалить его.
Страшная находка под домом
Слухи о необычных событиях в доме семьи Перейра быстро распространились по деревне. Соседи бросились посмотреть на это чудо своими глазами и вскоре дом стал известен как "дом с ликами". У отчаявшихся домовладельцев не оставалось выбора, кроме как снова разворотить недавно отремонтированный пол и вновь залить слой бетона. Но их остановила просьба главы деревни сохранить пол, чтобы это явление можно было изучить более подробно.
Часть пола, где было лицо, вырезали и отправлена на анализ. Однако, на том же месте вскоре появилось совершенно новое лицо. Отчаявшаяся семья решила обратиться к строителям, которые предложили полностью разобрать пол, чтобы проверить, нет ли под домом каких либо вещей, способных это объяснить. То, что было обнаружено, шокировало всех присутствующих.
Под домом было найдено несколько скелетов, некоторые из которых были даже без черепов и они были похоронены примерно в метре от уровня пола. Анализ останков помог выяснить, что некоторые из них датируются 1920-ми годами, а другие 1940-ми - предположительно со времен Гражданской войны в Испании. Это жуткое открытие привлекло еще больше внимания средств массовой информации. Скелеты были извлечены и вскоре захоронены на католическом кладбище.
Можно было бы подумать, что это конец этой странной истории. В конце концов, скелеты похоронены в нужном месте со всеми полагающимися почестями и их души должны были успокоиться.
Лица счастья, агонии и страха
После того как пол был полностью отремонтирован, семья Перейра провела несколько спокойных недель, прежде чем на этот раз там не появилось множество новых жутких лиц. Теперь их было как минимум пять, и у каждого лица было свое выражение.
Со временем некоторые из лиц исчезали, а на их месте появлялись все новые и новые. Изображения нередко меняли места и позднее стали появляться на стенах дома. Уже было легко определить, кому принадлежат лица: мужчинам, женщинам или детям, но для всех было очевидно, что здесь происходит что-то очень странное.
Эта история была быстро растиражирована средствами массовой информации по всей стране и миру. Сотни людей приехали, чтобы посмотреть на популярные ныне лица Бельмеса. После того, как семья начала взимать плату за вход в свой дом, стали распространяться слухи о том, что всё это мистификация и семья Перейра интересовалась только деньгами. Однако соседи по дому отрицали это, утверждая, что они просто хотели, чтобы жуткие лица исчезли навсегда, но все же решили воспользоваться неожиданной популярностью.
Среди многочисленных посетителей дома были и исследователи паранормальных явлений, которые хотели проверить, была ли это какая-то афера. Они решили провести один эксперимент, закрыв и опечатав комнату на три месяца. Когда комната была вновь открыта, все увидели, что многие лица поменяли выражение и своё место на стенах и полу.
Звукозаписывающее оборудование, которое записывало все происходящее там, зарегистрировало тихие болезненные стоны, среди которых были слова:
"Справедливость..., "Это больно..." и "Я хочу выйти на улицу..."
Между тем, часть бетонного пола была отправлена на анализ, где было обнаружено отсутствие следов краски или любых других веществ, которыми могли быть нарисованы лица.
После этого открытия исследователи убедились, что перед ними одно из величайших паранормальных явлений двадцатого века и неоспоримое доказательство существования духов. Начали циркулировать теории о том, что могло вызвать это явление. Предполагалось, что речь идет о лицах умерших или свидетельстве "телекинетического проецирования мыслей", когда человек намеренно или подсознательно телекинетически проецирует мысли, чтобы запечатлеть их на объекте.
Эта теория казалась наиболее вероятной, особенно после того, как удалось заметить, что часто лица выражали то эмоциональные состояние, которое испытывала Мария Гомес - как будто отражая её психическое состояние.
Неудачное расследование
Всегда была вероятность, что это самая обычная афера. В последующие годы лица Бельмеса были тщательно проанализированы в надежде на рациональный ответ, но каждое расследование давало неясные и неоднозначные результаты.
По первоначальным тестов исследователи утверждали, что лица не были созданы с помощью краски или других красящих веществ. Хотя другие исследователи позже утверждали, что некоторые лица в инфракрасном свете демонстрировали явные признаки пигментов краски. Более поздний анализ опроверг эти утверждения, показав, что нет никаких доказательств присутствия красок, что еще больше усложнило путь к окончательной разгадке тайны.
Будущие исследования оказались столь же разочаровывающими. Но некоторые из них определили, что там имеются следы цинка, свинца и хрома, из которые иногда изготавливают красках. Однако анализ, проведенный экспертами по краскам, керамике и стеклу в 1990 году, пришел к выводу, что краска не была найдена ни в одном из образцов.
С такими противоречивыми результатами трудно сказать, были ли лица сделаны с помощью краски или нет. Также существует вероятность того, что использовались некоторые другие вещества, такие как кислоты, окислители, или, возможно, даже какие-то светочувствительные реагенты, которые темнеют на свету, например, нитрат серебра.
Тем не менее, остается вопрос: как могли провернуть эту мистификация с таким количеством свидетелей и как Мария с Хуаном Перейра добились того, чтобы лица появлялись, исчезали и меняли выражение в закрытой комнате?
Мария умерла в 2004 году в возрасте 85 лет. До конца своей жизни она настаивала на том, что лица на полу и стенах дома были настоящими и что это не было обманом. После ее смерти ходили слухи, что за всем этим стоит ее сын Мигель, но никто не мог этого доказать.
Феномен или обман
Вскоре после смерти Марии исследователь паранормальных явлений Педро Аморос утверждал, что в доме снова появились загадочные лица и предположил, что явление будет продолжаться и дальше.
Внезапно история снова появилась во всех новостях, и в деревню вновь хлынула река людей, чтобы увидеть эти новые лица. К сожалению, в этом случае испанские СМИ почти сразу разоблачили эти явления, а газета Эль Мундо писала о том, как Аморос объединился с сельским муниципальным, чтобы заработать денег - никаких новых лиц в доме на самом деле не появлялось.
В мае 2007 года журналист Хавьер Каванилс и исследователь Франсиско Манджез опубликовали книгу под названием "Лица из Бельмеса", в которой они попытались объяснить почему это могло быть мистификацией, ссылаясь на сына Марии, Мигеля Перейру, как на автора загадочных картин.
Хотя есть еще много скептиков и учитывая, что, несмотря на многочисленные анализы, ни разу не было предложено конкретного ответа на загадку, лица из Бильмеса - это явление, которое и по сей день не раскрыто до конца.