Найти тему
ART FLASH Magazine

Музы Пабло Пикассо – больше, чем просто натурщицы

Оглавление

Кем были любимые женщины Пикассо, благодаря чему они прославились (помимо связи с великим художником) и почему их личное творчество тоже достойно внимания.

Сегодня имя Пабло Пикассо повсеместно известно: его полотна находятся в коллекциях крупнейших музеев мира, а количество книг о биографии художника исчисляется сотнями. Образ страстного испанца, полубезумного гения и революционера в живописи продолжает волновать умы и души людей.

Не секрет, что огромное место в его жизни занимали женщины: в любви он находил источник вдохновения и творческий импульс. Существуют исследования, выдвигающие теорию о тесной связи эволюции стиля мастера и перипетий его личной жизни. Действительно, с каждой новой музой манера Пикассо и настроение его полотен менялись. Возможно, дело в том, что женщины Пикассо были не просто любовницами и натурщицами величайшего живописца современности, но и сами занимались искусством.

Русская балерина Ольга Хохлова

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова. Источник: Musée Picasso
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова. Источник: Musée Picasso

Ольга Степановна Хохлова родилась в семье военного в городе Нежин Черниговской губернии и с детства мечтала стать балериной. Хотя классического балетного образования она так и не получила, её мечта сбылась: после курса в частной балетной школе в Санкт-Петербурге в 1911 году она попала в труппу «Русских балетов» Сергея Дягилева. С этого момента начинается период активных гастролей по Европе и США. Несмотря на распространённое мнение, что Ольга была дилетанткой, способной танцевать лишь в кордебалете, опытным деятелям искусства всё-таки удалось убедить себя в обратном. Её талант заметили и оценили люди, стоявшие у истоков реформы балета, – Сергей Дягилев, Михаил Фокин и Анна Павлова.

Портрет Ольги Пикассо на балу у графа Этьена де Бомона. Париж, 1924.
Источник: Succession Picasso
Портрет Ольги Пикассо на балу у графа Этьена де Бомона. Париж, 1924. Источник: Succession Picasso

Самым известным и скандальным балетом, где танцевала Хохлова стал «Парад», показанный в Париже в 1917 году. Его создателями были нарушены все балетные традиции от смены самой манеры танца до отказа от пуант, балетных пачек и трико, которые были заменены костюмами-коробками. Работая в труппе Дягилева вместе с такими танцовщиками и хореографами, как Вацлав Нижинский, Леонид Мясин и Михаил Фокин, Хохлова участвовала в процессе освобождения балета от жёсткой академической традиции.

 Реконструкция балета «Парад». Источник: Кадр из записи балета «Парад» на сцене Большого театра в Помпеях (2017)
Реконструкция балета «Парад». Источник: Кадр из записи балета «Парад» на сцене Большого театра в Помпеях (2017)

Именно в процессе подготовки к «Параду» Ольга познакомилась с Пикассо, занимающегося оформлением костюмов и декораций. Вскоре после знакомства, уже в 1918 году они поженились. После свадьбы Ольга оставила карьеру балерины и посвятила себя семейной жизни, так и войдя в историю, как первая и единственная русская жена Пикассо.

 Портрет Ольги в кресле (Пабло Пикассо, 1918)
Портрет Ольги в кресле (Пабло Пикассо, 1918)

Фотограф и сюрреалист Дора Маар

Дора Маар родилась в 1907 году, её детство прошло в Аргентине, а уже 1920-м девушка переехала в Париж. Она занималась живописью и фотографией, была близка с Ман Рэем и кругом сюрреалистов. С Пикассо, который был старше её на 26 лет, она познакомилась в 1935 году в одном из парижских кафе. К этому моменту Дора была уже известным и востребованным фотографом: девушка занималась фэшн-фотографией, работала на киностудии Billancourt Studios и в том же 1935-м году открыла собственное фотоателье.

Дора Маар (Ман Рэй, 1936 год) Источник: manraytrust.com
Дора Маар (Ман Рэй, 1936 год) Источник: manraytrust.com

Она была эпатажной, немного неуравновешенной, воплощала своим образом формулу la femme fatale, и это чувствуется в её работах. Многие из них, не связанные с коммерческой деятельностью, полны драматизма. Например, ей принадлежит серия фотографий голодающих детей, сделанная в Барселоне. А в 1937 году художница создала одну из самых известных своих фотографических серий, запечатлев работу Пабло Пикассо над «Герникой».

Работы Маар совмещают в себе игривость и печать трагизма, она работает с ракурсами и активными тенями, создавая совершенно особый мир. Такой же загадочный и слегка нуарный, как и она сама.

После разрыва с Пабло, роман с которым продлился почти 10 лет, Дора пережила сильное душевное потрясение и попала в психиатрическую лечебницу. Но даже после выхода из неё, в годы затворничества и уединения она не перестала творить, писала стихи и картины. Расставание с художником сильно сказалось на её здоровье, и позже девушка говорила, что от самоубийства её удерживает лишь нежелание доставить Пикассо такую радость.

Плачущая женщина (Дора Маар) (Пабло Пикассо, 1937)
Плачущая женщина (Дора Маар) (Пабло Пикассо, 1937)

Художница Франсуаза Жило

Франсуаза Жило – ныне живущая французская художница, график и мемуаристка занимает особое место среди возлюбленных Пикассо. Она была единственной женщиной, первой разорвавшей отношения с художником. Впоследствии Жило написала мемуары «Моя жизнь с Пикассо», где без смущения назвала художника «Синей бородой».

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило в Антибе, 1946 год Фото: Мишель Сима. Источник: francoisegilot.com
Пабло Пикассо и Франсуаза Жило в Антибе, 1946 год Фото: Мишель Сима. Источник: francoisegilot.com

Франсуаза родилась в 1921 году в семье промышленника, который воспитывал её как сына, закалив характер девочки. В планы отца не входило, чтобы дочь стала художницей, напротив он пророчил ей карьеру юриста. Жило училась в Сорбонне, затем получила степень бакалавра в Кембридже, где изучала английскую литературу, но в 1939 году она бросила обучение в юридической школе Ренна и серьёзно занялась живописью.

Учителем Жило стал венгерский художник Эндре Розда, который объяснил ей принципы абстрактной живописи. Вскоре Франсуаза познакомилась с Пикассо, которому тогда был уже 61 год. Молодая и амбициозная Жило видела в нём учителя и наставника, который мог бы ей помочь в изучении современной живописи и дать совет относительно творчества.

«Спящая женщина» (Франсуаза Жило, 1952)
«Спящая женщина» (Франсуаза Жило, 1952)

Живописные работы Жило очень жизнерадостны, в основном она работает с абстракцией и яркими контрастными сочетаниями цвета. В ёё ранних работах чувствуется влияние Пикассо и Матисса – она экспериментировала с кубистическими формами и цветовыми контрастами. Пожалуй, эти впечатления она пронесла через все своё многолетние творчество, но очень индивидуально их интерпретировав.

Женщины, действительно, сыграли большую роль в жизни и творчестве Пабло Пикассо. Они были его музами, натурщицами, поддерживали его в трудные периоды, дарили вдохновение. Имена некоторых из них известны лишь благодаря связи с великим художником, имена других – незаслуженно остаются в его тени. Тем не менее биография этих женщин не ограничивается только лишь романом с гениальным испанцем. Они занимались танцем, фотографией и живописью, участвуя в бурном развитии искусства XX века, и сегодня их творчество вполне заслуживает внимания и освобождения от прочной связи с именем Пикассо.