Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

Свежевыжатые. Золотые Пальмы хоррора. Титан

Всем привет! Осталось обсудить буквально несколько работ, вышедших в 2021м, и сегодня в раздачу попали две картины, которые объединяет не поджанр, стилистика или тема, а тот факт, что оба фильма стали триумфаторами Каннского фестиваля. Как вы знаете, для подобных мероприятий жанр хоррора - почти невидимое явление, оттого и интереснее результаты минувшего фестиваля с пальмовыми ветвями. Статья получилась большой, так что пришлось разделить её на две части.

Титан

shot from "Titane"/2021/Julia Ducournau/kinopoisk.ru
shot from "Titane"/2021/Julia Ducournau/kinopoisk.ru

Оговорка Спайка Ли на церемонии вручения, которую режиссер, возглавивший в этот раз жюри конкурса, назвал оплошностью, выглядит как-то почти зловеще - Ли, назвав имя победителя в самом начале вечера, будто выразил общее понимание, ведь ни у кого не было сомнений, что "Титан" заберёт ветку.

Дюкурно уже получала награду в Каннах, пять лет назад её фильм "Сырое" о девушке Жюстин, которая открывает в себе тягу к поеданию плоти после обряда на вступлении в студенческую общину, забрал приз "Особый взгляд". При всех плюсах "Сырое" играло на поле моветона, выхода из привычных рамок, при чём провокация и там зачастую была ради провокации.

shot from "Titane"/2021/Julia Ducournau/kinopoisk.ru
shot from "Titane"/2021/Julia Ducournau/kinopoisk.ru

Новое творение Дюкурно заранее претендовало на награду, вокруг фильма подняли шум, отчасти из-за прошлых заслуг режиссера, отчасти из-за заявленной эклектичности картины - тут, мол, вам и Кроненберг с боди-хоррором и пикантные девиации и семейный конфликт и ПТСР и психологическая драма. Вот только работает ли вместе весь этот титановый волшебный механизм...

Фильм начинается с предыстории главной героини по имени Алексия - попав в детстве в серьезную автомобильную аварию девушка получила на память титановую пластину, вшитую в череп. Далее мы переносимся в нынешние будни Алексии, которая работает танцовщицей на автомобильных шоурумах, при чём явно получает от профессии больше, чем просто деньги.

shot from "Titane"/2021/Julia Ducournau/kinopoisk.ru
shot from "Titane"/2021/Julia Ducournau/kinopoisk.ru

При этом общение с другими людьми у Алексии не складывается - запросы на контакт, исходящие от поклонников, других девушек и родителей девушка просто пресекает, а скоро доходит до крайних мер - она убивает навязчивого фаната, после чего как бы занимается любовью с одной из машин с выставки - наверное эта сцена должна шокировать и вызывать восторг, но вызывает она скорее оторопь, не более.

Дальше - больше. Алексия отвергает запрос на близость с девушкой по имени Жюстина, но не просто уходит от ситуации, а разрешает её, убив девушку, а заодно и всех её соседей по дому. Тут становится понятно, что перед нами - психопатичный персонаж с расстройством личности. Из телевизионных сводок мы понимаем, что жертвами Алексии пали уже несколько человек, а сама героиня запирает родителей в комнате, поджигает дом и сбегает.

shot from "Titane"/2021/Julia Ducournau/kinopoisk.ru
shot from "Titane"/2021/Julia Ducournau/kinopoisk.ru

Осознав, что в ходе недавнего инцидента остался в живых свидетель, Алексия решает выдать себя за другого человека - под руку как раз попадается листовка о пропавшем парне. После ряда пасов для изменения внешности, которые включают перлом собственного носа, Алексия попадает в распростертые объятия убитого горем отца, который находит в ней пропавшего сына.

Суровый дядька по имени Винсент работает пожарным и старается как может адаптировать нового сына к жизни, приняв его на работу в отряд, что не очень нравится другим огнеборцам. Тем временем, Алексии приходится все сложнее играть роль пацана, ведь в её чреве растет новая жизнь, плод любви с той самой машиной.

shot from "Titane"/2021/Julia Ducournau/kinopoisk.ru
shot from "Titane"/2021/Julia Ducournau/kinopoisk.ru

Эпизод встречи с отцом в образе Эдриана действительно немного оживляет фильм, а поведение отца выдает запрос на лютый трэш и продолжение приключений, но этого не случается - история заклинивается в этой точке. Быть может, это и неплохо, что фильм идёт своей тропой, но тропа эта какая-то кривая.

У фильма много проблем с логикой, многие элементы сюжета остаются висеть в воздухе, как детали, которые вывинтили откуда-то, но не придумали, куда примонтировать. Многие темы остаются без подпитки - вроде есть тема посттравматического расстройства, а вроде её и нет, отношение героини к родителям и к другим людям остаётся без объяснений, как и её страсть к машинам, что хлипко держится на прочной титановой пластине. Вообще, тема психопатии, одержимости соитием с машинами, желания убивать, как и тема розыска девушки остаются вообще без внимания во второй половине фильма, так что и непонятно, зачем они были в первой. Можно принять во внимание факт, что в первой сцене героиня не добивается внимания от отца, что приводит к катастрофе, выстроить цепочку предположений, что эмоциональная холодность привела к психопатии, желанию убивать и отказу от собственного тела и собственной идентичности, но всё это будет, если честно, большая выдумка. И даже если всё так и задумано, сложно отыскать в этом что-то грандиозно новое и глубокое.

shot from "Titane"/2021/Julia Ducournau/kinopoisk.ru
shot from "Titane"/2021/Julia Ducournau/kinopoisk.ru

В плане техническом претензий нет, но и откровений тоже не сыскать. Есть достаточно интересная сцена с резней в доме, но подобные штуки проделывали и Тарантино и Триер и много кто ещё. К актерам претензий нет. Да, есть любопытное камео - Геранс Марилье, исполнившая роль Жюстины в "Сыром", здесь играет жертву героини по имени Жюстина. А имя главной героини Алексия совпадает с именем сестры Жюстины из "Сырого". Интересная задумка, но мета-мир на этом не построишь.

Если "Сырое" было свежим - простите за гастрономический параметр - то "Титан" вышел твердолобым, несгибаемым и отдающим затхлым машинным маслом. Из него торчат очевидные запчасти, равно как пластина в височной доле героини или титановая утроба в её животе - и на всё это не особенно приятно смотреть.

shot from "Titane"/2021/Julia Ducournau/kinopoisk.ru
shot from "Titane"/2021/Julia Ducournau/kinopoisk.ru

Мы видим, из чего тщательно собран фильм, но в каждой нише фильм Дюкурно проигрывает тем, с кого снимает слепки. "Автокатастрофа" Кроненберга, с которой "Титан" неизбежно сравнивают, при почтенном 25-летнем возрасте не только выигрывает в психологической подоплеке, но и демонстрирует куда более четкую логику повествования.

Если же говорить об истории Винсента, который готов был принять чужого человека за собственного сына, при всей своей неординарности эта тема также не находит сколько-нибудь свежего раскрытия. В этом плане куда более жуткой получилась картина "Самозванец", при том, что это документальное кино.

shot from "Titane"/2021/Julia Ducournau/kinopoisk.ru
shot from "Titane"/2021/Julia Ducournau/kinopoisk.ru

Безусловно, фильм стоит посмотреть и составить свое мнение, если вам оно очень нужно, но если "Сырое" при всей его линейности пересматривать всё же хочется, с "Титаном" лично у меня таких интенцией не возникает.

Дюкурно сказала на церемонии, что это не просто награда, но начало чего-то большого. Не совсем понятно, что она имела ввиду. Разговоры о том, что хорроры наконец перестали быть ущербным жанром и стали умным кино? Я вас умоляю, это давно один из самых тенденциозных и умных жанров. Обидно, что действительно глубокие и нестандартные фильмы жанра, раскрывающие ту или иную тему под другим углом зачастую остаются без внимания, хотя содержание у них не хуже, чем у "Титана" уж точно.

Я не пытаюсь сказать, что в фильме нет умной мысли о том, что человек стал одержим машинами, и пытается породить машину, но ему, как ни крути, всё ещё нужен человек. Я пытаюсь сказать, что у фильма нет мощной результирующей, нет пика, как в "Космической Одиссее", как нет и сумрачного послевкусия уровня какого-нибудь "Сталкера", когда ты пытаешься понять, что ты чувствуешь. Здесь есть ощущение, что в тебя пытались всыпать ведро запчастей, из которых ты должен собрать интеллектуальный конструкт. Если это и есть кино будущего, я лучше пока побуду в настоящем.