Когда родители пытаются оторвать ребенка от компьютерной игры, они вряд ли задумываются, почему он так увлечен. Подростки проводят в виртуальном мире до 5 часов в сутки, забывая не только об уроках, но даже о еде. А некоторые играют даже по ночам тайком от взрослых.
Преподаватели онлайн-школы Hello world изучили материалы, собранные психологами, отслеживающими влияние видеоигр на психику, пообщались со своими учениками и выяснили, почему онлайн-игры так притягательны для детей.
Создатели компьютерных игр умеют мотивировать
Большинство игр построено на достижении цели. Предстоит кого-то догнать, что-то собрать, найти или узнать. Четкая постановка задачи чрезвычайно важна для ребенка. Он включается в решение, потому что ему понятно, что делать для победы.
В играх прописаны способы достижения цели. Поэтому ребенку без особых усилий удается стать лучшим игроком. Достаточно применить набор предлагаемых шагов.
А что в реальности? Домашнее задание по предметам, половину из которых ребенок считает ненужными, изучаемыми с непонятной целью. Требования родителей «учись лучше, иначе ничего в жизни не добьешься».
А чего добились родители, которые получали пятерки? И вообще, кто сказал, что он, ребенок, хочет чего-то добиваться? Так что, если школьник не хочет ничего, кроме как играть, значит, в реальной жизни у него отсутствует мотивация.
В играх легкие победы и безболезненные поражения
Еще одна «прелесть» компьютерной игры – возможность примерить на себя роль супергероя. В виртуальном мире вы – то успешный воин или быстрый ездок, то богатый бизнесмен или смекалистый разведчик. Если же игра командная, то у вас еще может быть куча друзей или поклонников, чего в реальной жизни нет.
Победы в игре приносят ребенку огромное удовольствие, повышают его самооценку. А поражения абсолютно безболезненны. Ранен или сражен, на самочувствии игрока это никак не отражается. Да и ругать за плохо проведенный «раунд» никто не будет.
В реальности все наоборот. Например, ребенок чувствует себя просто троечником из четвертого «Б». Учителя выговаривают и вызывают в школу родителей. Родители ругают – «лентяй такой, ведь мог бы учиться, если бы хотел». Одноклассники в лучшем случае игнорируют, в худшем – насмехаются. Зачем жить в такой реальности, если есть комфортная виртуальная?
Что делать
Предчувствуем вопрос родителей – есть ли выход из этого тупика? Нужно постараться его найти. В первую очередь – наладить общение с ребенком. Не должно быть сплошных требований и порицаний за невыполнение обязательств. Нужно быть с ребенком заодно.
Получил хорошую оценку – «молодец, так держать!» Не справился с контрольной – «ничего, неудачи даются для опыта, а на ошибках принято учиться». А еще можно поинтересоваться его успехами в компьютерных играх и похвалить за них тоже. Пусть знает, что и дома есть с кем разделить радость побед.
Когда вы наладите с ребенком дружеские отношения, будет легче привить ему интерес к другим занятиям, например, спорту, английскому языку. Главное, четко обрисовывайте задачи, объясняйте непонятные моменты, мотивируйте убедительными аргументами.
А отвлечь ребенка от бесполезных «стрелялок» и «бродилок» несложно. Достаточно предложить интересную и познавательную замену – курсы «Программирование на языке Scratch». Здесь ребенок научится создавать собственные виртуальные миры, а заодно освоит принципы программирования, которые помогут в дальнейшем выбрать перспективную профессию.
Уважаемые родители, а вы замечали, что в виртуальном мире ребенку порой интереснее, чем в реальном?
Читайте еще: