Найти тему
SMART&ART

ПРО ДЕТСКИЕ НЕВРОЗЫ, ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ И ПЕРЕГРУЗКИ

Оглавление
Ларис Шелудченко, автор методики развития памяти и внимания SMART&ART
Ларис Шелудченко, автор методики развития памяти и внимания SMART&ART

С переходом на онлайн-обучение количество и разнообразие проявлений неврозов у детей растёт. Это логично – при занятиях онлайн ребенку сложнее сконцентрироваться. Что же делать родителям – как помочь и не помешать. Про детские неврозы и как с ними бороться – эксперт в области развития мозга, тренировки памяти и внимания образовательного центра SMART&ART Лариса Шелудченко.

Спокойно, Боря

Начнем с анекдота. Ситуация в магазине: в очереди на кассу стоит дедушка с внуком. Внук ведет себя в лучших традициях, как и положено – кричит, требует, катается по полу, хватает все с витрины, вертится и буянит. Все в очереди косятся на мужчину, который совершенно уравновешенным тоном говорит: «Спокойно, Боря, спокойно». Вся эта ситуация продолжается еще несколько минут, дедушка не срывается на внука, не шикает, а только повторяет: «Боря, спокойно, спокойно». Мне становится интересно – как ему удается держать себя в руках, я бы уже не выдержала на его месте. Наконец, они совершают свои покупки и выходят из магазина, я иду следом, догоняю мужчину и хочу сделать комплимент. «Как, - говорю, - вы виртуозно управляетесь с Борей – без крика, не ругаетесь, спокойно уговариваете его, у вас наверное очень крепкая нервная система». А он и отвечает: «Нет, внука зовут Сашенька. Боря это я».

-2

Детские неврозы как основа невротической семьи

Давайте примем за аксиому утверждение о том, что ребенок – личность с самого начала. Это не просто человек, который живет с вами и благодаря вам, у него свои желания, своя мотивация, свои мысли, и они не должны быть продолжением ваших желаний и мыслей – у него все свое собственное.

Больше 20 лет я работаю с детьми, и вижу, как часто родители на этом «пролетают». Для меня тревожный звонок, когда родители приходят к нам и говорят: «Он/она ничего не запоминает, ничего не хочет, ничего не понимает».

Когда родители ругаются при ребенке или обсуждают ребенка между собой в негативном ключе при нем, надеясь, что он не слушает, не понимает, потому что слишком маленький – это большая ошибка. Даже если ребенку 3 года, он поймет на том уровне, который ему доступен и запишет на подкорку. Это вам кажется, что вы обсуждаете сложные темы сложными словами, а он все это переведет с вашего языка на свой – эмоциональный.

До определенного возраста ребенок вообще не может сказать «стоп, это не про меня». Критическое мышление начинает формироваться с 5 лет и это длительный процесс, который завершается в лучшем случае к 10 годам. То есть все, что происходит внутри семьи ребенок проецирует на себя – он не может сказать себе «я не виноват в том, что родители ругаются». Любое поведение родителей отпечатывается в ребенке. В том числе ситуации, когда родители заставляют ребенка учиться.

С точки зрения физиологии у всех детей разные возможности

У родителей бывает очень много требований к ребенку. Очень часто к нам приводят детей, которые плохо учатся. Родителям хочется видеть в дневнике не тройки, а четверки-пятерки. Когда мы проводим тестирование в таких случаях, оказывается, что у ребенка с точки зрения физиологии не всё готово к той нагрузке, которая на него навалилась. Например, ребенка рано отдали в школу или это какая-то особенная гимназия, а у ученика другие данные – он не глупее, он просто другой: ни лобные доли, ни височные ещё не готовы, речевая зона не готова, он ходит в школу, но он просто не успевает.

Вы с ним просто разговариваете на разных языках. Он, может быть, и хотел бы понять, но не может. И отсюда невротизация: ребенок начинает устраивать истерики, отказывается заниматься, замыкается, а потом уже начинает бояться – бояться читать сам для себя. А родители трактуют это как лень, давят и в итоге вся семья в истерике делает уроки до 12 часов ночи.

-3

Как проверить скорость чтения

Скорость чтения напрямую отражает скорость мышления. Замер этого показателя – это то, как ребенок будет успевать слушать учителя и делать домашнее задание.

Чтобы ее замерить, возьмите книгу, подсчитайте количество знаков в строчке, попросите ребенка читать текст вслух с такой скоростью, с которой он может – засеките 5 минут. Дело в том, что первая минута чтения получается самая быстрая, а дальше скорость падает – обычно процентов на 20. Если хотите сделать качественный замер – нужно читать не менее 5 минут. Далее считаем. Например, в строчке 35 знаков, ребенок прочитал 50 строк – перемножаете числа и делите на 6. Это будет количество слов, которое он прочитал за минуту.

Скорость с каждым годом школы должна увеличиваться. В первом классе – 40 слов в минуту, во втором классе - 80, в третьем – 100 и далее прибавляем 30-40%.

Если скорость не соответствует этим цифрам – сама собой она не вырастет, сама она может только регрессировать. Через угнетение она тоже не вырастет, получится только более глубокий невроз. Скорее всего, существуют какие-то физиологические ограничения, которые мешают ребенку, и самый эффективный метод – обратиться к специалисту.

Помимо скорости, очень важно, понял ли ребенок то, что прочитал – попросите его пересказать текст. Если у него возникают проблемы, то опять же – это может говорить о физиологии. Это не значит, что с ребенком что-то не так, это значит, что нужно помочь, потому что есть объективные причины, почему ребенок не успевает за этой информацией.

Непосильный труд

На деле объем новой информации у школьников с каждым годом увеличивается не на 30-40 %, как должно быть, а в 2-3 раза – новой информации очень и очень много. Да, у ребёнка пластичный мозг, он эффективно работает с новой информацией – но с точки зрения мозга это невозможно, это перегруз.

Объём информации в современной школе просто гигантский. Для ребенка новый учебник – это китайская грамота. Он и так ничего не понимает, зачем же стоять над ним и кричать? Чтобы почувствовать себя на месте ребенка, достаточно вспомнить ситуацию в театре, когда вы в очередной раз забыли выключить телефон. Представьте, что пока вы его выключаете, над вами стоит женщина и вопрошает: «Ты чего вовремя не выключил? Давай быстрее выключай, сказали же выключить, сейчас все актеры из-за тебя собьются». Наверное, вам будет неприятно, возможно, вы вступите в перепалку, а может быть, будете так сильно волноваться, что не сможете найти кнопку отключения звука. Ребенок чувствует себя так же.

-4

Спорт как средство от стресса

Если вы проверили скорость чтения, и у ребёнка она страдает, то вместо 20 минут параграф он будет читать 2 часа. Представьте, два часа заниматься не тем, что тебе нравится, а какой-то ерундой, которую ты не понимаешь. Не ругайте ребенка, если он захочет сделать паузу и, например, побегать по квартире – ему необходимо сбросить энергию. Он не может подойти и сказать: «Мама, мне тяжело! Я прямо чувствую, что я не справляюсь! Я чувствую себя идиотом перед всем классом! Я чувствую себя глупым, когда делаю домашнее задание, а ты смотришь на меня». Он не может этого сказать - не сформирован еще такой навык.

Стресс начинает накапливаться и выйдет только через физические упражнения. Поэтому спорт в любом виде в жизни ребёнка должен присутствовать обязательно, только вид спорта ребенок должен выбрать сам, иначе это очередной инструмент невротизации.

-5

Ребенок не должен быть уставшим

В современном мире дети очень перегружены. Не все родители это понимают, пытаясь дать ребенку лучшее. Нужно понимать, что у ребенка колоссальное количество энергии, и если после всех кружков и занятий, он говорит, что устал – это ненормально, это говорит о несоответствии нагрузки. У меня есть такие ученики: он приходит на занятие и говорит: «Я хочу спать, я так устал». Примите за аксиому: это не слова ребенка – это слова взрослого. Это значит, что мы делаем что-то не то – ему это не по силам, соответственно и не на пользу, так мышление не развивается.

Ежедневно у ребёнка должен быть час – не меньше, который он проводит так, как хочет. Если он хочет сидеть и смотреть в телефон в течение этого часа – это нормально. Перестаньте контролировать его отношения с телефоном. Это возможность для него провести время с самим собой – со своими мыслями. Внешне это выглядит так, будто он просто смотрит глупые ролики, а на самом деле, происходят процессы, которые мы не видим – полезные процессы. И еще это момент доверия – если вы дали ему час, нельзя вмешиваться в это время. Если он закрылся в своей комнате – не входите туда в течение этого часа.

5 главных выводов

1. Не всегда нежелание ребёнка читать связано с ленью. Иногда бывает, что ребёнок не способен читать из-за несформированных навыков. Ему трудно, по причинам, которые он сам не понимает, но объяснить взрослому человеку, почему он не хочет читать, или не может пересказать текст, он не в силах. 

2. Если такое с ребенком происходит постоянно, нужно пройти тестирование, то есть, обратиться к специалисту, а не наседать на ребёнка эмоционально и не давить.

3. Излишнее давление снижает мотивацию учиться и, кроме страха, перед данным действием ничего не развивает. При развитии интеллектуальных навыков и способностей лучше подбадривать ребёнка.

4. Поскольку нагрузка у современных детей очень большая, то обязательно нужно давать ему время на движения, спорт, даже просто погулять и проиграть в подвижные игры.

5. У ребёнка должно быть время для самого себя. Договоритесь, что у него есть час, который он может провести как захочет.

-6

И последний совет родителям: берегите себя и своего ребенка, постарайтесь ему помочь без давления, тогда эмоциональный фон всей семьи будет улучшаться. А если чувствуете, что не справляетесь эмоционально – обращайтесь к специалистам, которые привьют школьнику любовь к процессу обучения, снимут напряжение, научат делать уроки быстро и самостоятельно – а вся семья при этом будет счастливее!

#отношения с детьми #дети #память #чтение #невроз