Найти в Дзене
Надежда Чешуина

Моя деревня - боль моя...

Жила-была деревня. Была она небольшой, но удивительно красивой: с двумя ровными улицами и множеством тропинок, двумя прудами, с двумя аккуратными рядами черемух и рябин за огородами, с засеянными полями и полными скота строениями. Стояла она пять веков. На начало двадцатого столетия было в ней 58 дворов, 264 жителя. Пережила войны, революции, коллективизацию, раскулачивание. Жители деревни были работящие, плодовитые с большими - по 5-7 детей - семьями. Жили дружно. Если садить картошку, то всей деревней по очереди все огороды засаживали за два-три дня. Была деревня веселой, музыкальной. И в будни, и в праздники звучали в ней песни: на полях, в животноводческих фермах, в домах, в клубе, на улице. А еще звенел веселый гомон детворы, катающейся зимой с гор, летом играющей в лапту и в "красные - белые". Слышался шум хоккейных баталий на осеннем зеркально-ледяном пруду , собиравшем всю активную мужскую часть деревни. А еще пенье соловьев в буйно цветущих кустах сирени и черемухи,

Жила-была деревня. Была она небольшой, но удивительно красивой: с двумя ровными улицами и множеством тропинок, двумя прудами, с двумя аккуратными рядами черемух и рябин за огородами, с засеянными полями и полными скота строениями.

Стояла она пять веков. На начало двадцатого столетия было в ней 58 дворов, 264 жителя. Пережила войны, революции, коллективизацию, раскулачивание. Жители деревни были работящие, плодовитые с большими - по 5-7 детей - семьями. Жили дружно. Если садить картошку, то всей деревней по очереди все огороды засаживали за два-три дня.

Была деревня веселой, музыкальной. И в будни, и в праздники звучали в ней песни: на полях, в животноводческих фермах, в домах, в клубе, на улице. А еще звенел веселый гомон детворы, катающейся зимой с гор, летом играющей в лапту и в "красные - белые". Слышался шум хоккейных баталий на осеннем зеркально-ледяном пруду , собиравшем всю активную мужскую часть деревни. А еще пенье соловьев в буйно цветущих кустах сирени и черемухи, которое тщетно пытались перекричать лягушки в период своих свадеб, и трели жаворонков в бездонно-голубом июльском небе.

Пришли последние пятьдесят лет. Наступил 21 век. Не смогла перестроиться деревня, оказались ей чужды новые рыночные отношения. Затихли фермы без скота, заросли бурьяном поля, лес подступил к деревне плотным кольцом. Опустели улицы, не слышно песен, детских голосов. Все больше домов с пустыми глазницами окон.

И еще одно испытание выпало на долю опустевшей деревни - оптимизация. Закрыли медпункт. Потом школу. Покинула деревню последняя семья, где были дети -школьники. Вмиг постарела деревня. Закрыли магазин. Тишина и безмолвие опустились на деревню. Не слышно лая собак, пения петухов. Лесная гостья- лиса, передушила всех кур.

Стоит она осиротевшая, всеми силами держится за оставшихся жителей, радуется редким приездам своих детей, которые разлетелись по всей необъятной стране. Все та же в ее глазах яркая синь январского морозного неба, все то же буйство майского цветения в ее чуть поредевших волосах. И безмолвие...Чистая белоснежная дорога без чьих -либо следов, заросшие бурьяном мертвые дома вдоль дороги, ни единой тропинки, ни одной живой души. Лишь восемь очищенных от снега островков у жилых домов вселяют надежду: жива еще деревня.

Восемь дворов, пятнадцать жителей...

#малая родина #деревня жизнь #деревенские истории #надежда чешуина