Начнем с тривиальных вопросов самим себе. В каком мире мы сегодня живем с вами? Что мы делаем и к чему стремимся?
Как мы видим - или нам помогают это увидеть - мы живем в эпоху высоких технологий, глобального общества, в мире почти что всеобщей доступности невиданных прежде благ и немыслимых ранее свобод (хотя все еще далеко не везде на планете). Мы абсолютно уверенны, что дальше – в будущем, будет только лучше, а в прошлом было совершено иначе – там было рабство, нескончаемые войны, голод и эпидемии.
Мы уповаем на достижения ведущих IT-корпораций в области разработки умных устройств с их невероятными функциями и возможностями, без которых уже не мыслим нашей обыденной жизни. Возможность брать в кредит бытовую технику, автомобиль, а может и квартиру, усердно, при этом, зарабатывая, не щадя своих сил, мы считаем залогом благополучия. А самым значимым критерием и показателем сильного и успешного человека является наличие у него как можно больших материальных возможностей, его влияния и власти. Каждый стремится именно к такому успеху, хоть и тревожит его ежедневная дилемма о том, как попросту выжить в условиях «процветающих» экономик развитых мировых держав. Все это мы называем «цивилизация», в которой нет места слабым, медлительным, нерешительным. Мы с упоением констатируем, что живем в эпоху выдающихся достижений и рисуем себе нескончаемо радужную картину будущего, где все будет только лучше, проще и слаще. Либо же – еще хуже – о будущем совершенно не задумываемся, и не замечаем, куда и по какому течению плывет наш теплоход.
Общество (государство и корпорации) ставит нам задачу – выживай, работай! «Работай», «работай»… где-то я уже это слышал… Ах, да! Вспомнилась Библия, глава об Исходе. Кнуты, толпы рабов, тянущих на веревках огромные блоки, палящее Солнце, стража орет - «Работать! Работать, раб!». Затем Моисей, увидев своими глазами то, каким способом строится цивилизация его - как он думал - отца, а потом и брата, прозрел! Он, не в силах вытерпеть страдания одного из рабов, попавшегося под горячую руку надзирателя, в гневе сталкивает второго в пропасть и убегает.
После же, когда Господь велит ему принести свободу своему народу и вызволить его из рабства - вывести из Египта, Моисей, обратившись к евреям с призывом идти за ним, покинуть свои глиняные лачуги и идти в землю Обетованную, оказался в смятении. Его сородичи, евреи не захотели идти с ним - ведь так было вначале, никто не пошел за ним сразу. Евреи сказали – «зачем нам верить тебе, что якобы говоришь ты от Бога, какой смысл нам идти неизвестно куда через бесконечную пустыню? Хоть египтяне и держат нас, как рабов, зато мы имеем хоть какие-то жилища, получаем еду и кров, защищены их армией от других племен! Какой смысл?» И лишь после «Десяти Казней египетских», наносящих ущерб только египтянам, евреи один за другим стали одумываться. И как будто бы «казни» эти произошли не потому, что Господь так жесток и хотел карать египтян, но для того, чтобы вразумить евреев, показать им эти знамения, чтобы они поверили Моисею. Целых десять катаклизмов нужно было пережить, чтобы рабам понять, что они рабы, а фараону – главному рабовладельцу - что они заслуживают свободы. И ведь целых сорок лет понадобилось Моисею водить евреев по пустыне, чтобы сломать их рабскую психологию, чтобы сменилось поколение рабов, чтобы евреи забыли вовсе, что они были рабами, а лишь потом осознали себя «сынами Израиля».
Десять казней и сорок лет!
Представляю, что сегодня нужно предпринять, чтобы вразумить рабов современности… Ой, это я не о вас! Простите меня, пожалуйста, что, возможно, усомнился и в вашей свободе, которую вам предоставляет великодушная власть и банковские кредиторы! Но, все-таки, посмотрите - какие же были, на самом деле, рабовладельцы Египта – и кров давали, и кормили, и защищали, прям заботились! А вы еще говорите, было плохо!
А вам неплохо? Вообще неплохо? Может быть, совсем хорошо? Сильно ли мы отличаемся от рабов древности? Давайте посмотрим!
Методы: да, методы были, конечно, иные - кнут, дубина, жестокие наказания, ужасные условия жизни, скудный рацион, работа по нечеловеческому графику с утра до ночи в тяжелейших условиях и в полном повиновении хозяину, в полном бесправии перед ним. Сегодня, вроде бы, как-то иначе.
Задачи: также, слегка иные – блоков мы сегодня не таскаем под палящим солнцем, из скал огромные плиты не вырезаем, можем иногда даже выбрать себе наиболее удобный график.
Цели: работать, чтобы просто выжить, иначе не было выбора.
Вот здесь уже не совсем понятно – про какую эпоху речь!?..
Каждый человек рождается, по-разному воспитывается, идет в школу, там получает знания, чтобы их использовать для того, чтобы получить еще знания в институте (училище и т.д.), чтобы их применить там, где ему дадут возможность помочь его детям пройти тем же самым путем. Но, все эти знания ему не для того, чтобы человек мог определить себя так, как он хотел бы, а чтобы и он, и его дети эффективно обслуживали систему, в которой он живет и якобы развивается. Он умирает и ничего после себя не оставляет, кроме детей, идущих тем же путем, воспитанных по тем же нормам морали и в условиях тех же ценностей. Меняется лишь фасад, картинка реальности. Стержень тот же самый – на дворе все еще рабство! Мы не выбираем ничего в своей жизни, от нас ничего не зависит – сильные мира сего в любой момент могут решить сократить поголовье своих рабов - и они это сделают, и им никто не помешает. От большинства из нас вообще ничего не зависит в мире, за нас уже все давно решено, все перепланировано и перераспределено. Мы ни на что не влияем, кроме внутреннего мира – да и тут не совсем точно, учитывая реалии наступления времен биоинженерии и информационного программирования.
Иллюзией же свободы становится обладание как можно большим потребительским потенциалом, мерило которому - деньги, которые стали в наше время еще и незримым кнутом рабской машины. Деньги, более не являющиеся механизмом достижения целей, превратились в самоцель, подменяя собой весь процесс мотивации. В частности Н. Н. Зарубина — доктор философских наук, пишет:
«Стремящийся к знаниям, к творчеству или к власти, к активности или к покою, к семейному благополучию или к развлечениям, — при всем мыслимом разнообразии возможных целей и мотивов, сначала должен позаботиться о деньгах. Являясь абсолютным средством, деньги становятся и абсолютной целью, лишая все другие цели их самостоятельной ценности и значимости. Деньги обнаруживают свойство отчуждать собственно социальную и культурную мотивацию, парализуя, таким образом, волю человека».
Денежная система появилась много веков назад. Все экономические системы в мире — социализм, коммунизм, фашизм и даже хваленая система свободного предпринимательства, порождают социальную стратификацию, элитаризм, расизм, основанные именно на экономическом неравенстве. До той поры, пока в обществе используются деньги или бартерный обмен, люди и страны будут стремиться к поддержанию конкурентного преимущества в экономике; если им не удастся достичь этого рыночными методами, то они прибегнут к военному вмешательству. Мы до сих пор пользуемся этими устаревшими методами. Действующая денежная (читай – рабская) система не способна сегодня предоставить каждому высокий уровень жизни, гарантировать защиту окружающей среды, поскольку прибыль является её главной движущей силой. Такие действия, как сокращение производственных затрат и выброс вредных отходов в окружающую среду, увеличивают долю прибыли.
С наступлением эпохи автоматизации, кибернетизации и искусственного интеллекта замещение человеческого труда машинами в будущем будет только увеличиваться. В результате всё меньше людей смогут приобретать товары и услуги, даже несмотря на то, что способность производить их в избытке сохранится. Сегодняшние устаревшие политические и экономические системы не могут использовать преимущества инновационных технологий в целях достижения благополучия всего человечества и преодоления неравенства. Наши технологии ушли далеко вперед, в то время как наша социальная система остаётся неизменной. Другими словами, культурный прогресс шагает не в ногу с технологическим. Хотя, фактически, сейчас у нас есть возможность производить продукты и услуги в избыточном количестве для всех без исключения.
К сожалению, наука и технологии не направлены на достижение всеобщего блага, а работают в личных интересах и для денежной выгоды. Это достигается путем запланированного устаревания, которое иногда называют «преднамеренным снижением эффективности». Денежная система сдерживает применение известных нам методов, которые могли бы наилучшим образом послужить интересам людей и окружающей среде. В денежной системе покупательская способность не связана с нашими возможностями производить товары и услуги. Например, во время кризиса в магазинах пылятся гаджеты, компьютеры и автомобили, но у большинства людей нет средств, чтобы купить их.
Денежная система, как инструмент контроля человеческого поведения в условиях ограниченных ресурсов, была разработана много лет назад, как и система рабовладения в Древнем Египте. Сегодня деньги используются для управления экономикой не в пользу общественности, а в пользу тех, кто контролирует финансовое состояние страны.
После Второй мировой войны Правительство США было сильно озабочено развитием национальной экономики, ведь военная промышленность больше не требовала в прежнем количестве рабочей силы, а кроме того с фронта возвращались солдаты, которым так же требовалось трудоустройство.
В 1953 году Артур Бернс — глава Совета по экономике Президента Эйзенхауэра сказал: «Конечная цель американской экономики — производить больше потребительских товаров».
И тогда экономист и аналитик по розничной торговле Виктор Лебов в 1955 году предложил концепцию нарастающего потребления:
«Наша чрезвычайно продуктивная экономика требует, чтобы мы сделали потребление образом жизни, чтобы мы превратили покупку и использование товаров в ритуалы, чтобы мы искали душевного удовлетворения, удовлетворения нашего эго в потреблении. Нам надо потреблять вещи, сжигать, замещать и отказываться от них с всевозрастающей скоростью». Данная концепция получила свою реализацию благодаря двум факторам — «запланированному устареванию» и «вынужденному устареванию». Если запланированное устаревание носит технико-технологический характер, то вынужденное устаревание трактуется господствующей модой и массовой культурой. Экономика индустриально развитых стран существует как бы в кредит, не внося соответствующую плату за используемые ею колоссальные объёмы биосферного потенциала.
Но, спросите вы, что в таком случае можно предложить в качестве альтернативы денежной системе и всему этому потребительскому (раю?) рабству?! Откуда начнутся перемены?
История развития человечества свидетельствует о том, что перемены в жизни людей происходили медленно. Группы некомпетентных лидеров сменяли друг друга, но главные социально-экономические проблемы не решались, так как основная система ценностей оставалась неизменной. Проблемы, с которыми мы столкнулись сегодня, не могут быть решены принятием политических или финансовых мер, потому что они имеют сугубо технический характер. Никаких денег не хватит для проведения необходимых реформ, однако мы располагаем более чем достаточным объемом ресурсов.
Мы создаем законы, обновляем их содержание, совершенствуем правовую систему, желая предотвратить как можно большее количество преступлений, но все это тщетно. Законов все больше, а уровень преступности все возрастает. Мы сажаем преступников в тюрьмы, тратим кучу денег на их содержание, в иных странах применяется смертная казнь, в пользу которой сегодня высказывается половина нашей страны, требуя ее возвращения. Но, какие бы меры – гуманные или наиболее суровые не применялись бы, это не решает самой проблемы, самой сути и причины возникновения преступлений. Так как правовая система делает акцент на том, как предотвратить последствия того, что человек, допустим, агрессивный, опасный или нуждается в чем-то, но не ставит вопроса о том, как сделать так, чтобы он не был агрессивным, опасным или ни в чем не нуждался, чтобы не пошел из-за этого на преступление.
Этими вопросами отчасти занимаются некомпетентные политики, которые на самом деле попросту не смыслят в этих областях. Их спросишь – как сделать так, чтобы искоренить голод? – «Не знаю, но голосуй за меня!», а как же сделать так, чтобы машины не разбивались, а самолеты не падали – «Не знаю, но голосуй за меня!», а что нужно предпринять, чтобы прекратились все войны? – «Не знаю, но голосуй за меня!». Они ничего не знают, так как в политике по большей степени абсолютно некомпетентные люди, пустословные и бесполезные болтуны с кучей комплексов и недостатков. В политику зачастую идут, чтобы реализовать свои корыстные эгоистические цели, чтобы хоть как-то компенсировать свои внутренние недостатки и лишения прошлого.
Вопросами нашего благоустройства, решения фундаментальных проблем в экономике, в промышленности, науке и образовании должны заниматься ученые и достаточно компетентные в этом люди различных областей знания, а не болтуны из правительственных кабинетов, которым легче придумать закон, чем посидеть и подумать, как решить саму проблему. Например, если дорога скользкая, им легче поставить знак, обозначающий, что дорога скользкая, тем самым придумав закон; а аварии списать на совесть водителей, которые могли якобы не увидеть этого знака, вместо того, чтобы провести ремонтные работы на этой дороге, сделав так, чтобы она больше не была скользкая. Да, это более затруднительно и дорого, чем ставить знак, но ведь это решит саму проблему, и больше никто не разобьется на этой дороге.
Важную роль должно оказать воспитание, новое образование и изменение культуры. Человек зависит от среды, каждый из нас – отражение нашей культуры, и если для нас вполне привычно, что на наших улицах происходят убийства, грабежи и мошенничество, то значит - это есть неотъемлемая часть нашей культуры, которую нам, стало быть, нужно изменять на корню. То есть, не пытаться смотреть только лишь на симптомы болезни, а лечить само заболевание. Для этого необходимо подробно исследовать состояние нашего "пациента" (общество), провести все необходимые анализы и установить диагноз. После чего подобрать подходящий курс лечения и приступить к терапии.
Для начала важно разработать такую экономическую модель глобально уровня, которая заключается в использовании существующих ресурсов, а не денег, и обеспечивает справедливый метод распределения этих ресурсов среди всего населения планеты самым эффективным способом. Это система, в которой все товары и услуги доступны без использования денег, кредитов, бартера или любой другой формы долга или прислуживания. Земля богата многочисленными ресурсами; нынешняя политика использования ресурсов при помощи денежных методов несостоятельна и контрпродуктивна нашему выживанию.
У современного общества есть доступ к передовым технологиям, которые могут предоставить пищу, одежду, кров и медицинское обслуживание абсолютно всем на планете. С их помощью возможна разработка актуальной системы образования, а также неограниченных поставок возобновляемой, экологически чистой энергии, такой как геотермальная, солнечная, ветровая, приливов/отливов и так далее. Всё, что необходимо — это ресурсы и применённые к ним технологии. Когда образование и ресурсы станут доступны без ценника всем людям, человеческому потенциалу не будет предела. Развитие индивидуальности, творчества и стремления к знаниям – вот, что должно поощряться в обществе, а не идеалы денежного достатка, стремления к обогащению и бездумное, безудержное потребление.
Новая, разумная экономика, в случае своей реализации в глобальном масштабе, предоставит нам такую возможность, даст человеку возможность творческой самореализации, где он будет посвящен познанию себя и мира одновременно. Он не вынужден тратить время на зарабатывание денег и на поиски средств для выживания, он делает то, что он должен по природе - созидает. И, чем большей свободой собственной самореализации обладает каждый человек, тем большим потенциалом развития обладает все общество.
Когда некоторые люди говорят, что в таком мире лишь единицы будут творить, а все остальные «лежать на печи», то складывается впечатление, что это лишь их личное осознание своей беспомощности и собственного незнания иных экономических механизмов, кроме тех, что для них явило современное общество. Они попросту не ищут ответы на те вопросы и вызовы, которые ставят перед нами современные реалии дефицита ресурсов и их неправильного распределения. Это они сами не знают, чем займутся, так как уже забыли, к чему ранее стремились, привыкли к рутине и подчинились механизмам рабовладельческого строя. И здесь я не говорю об идеальном обществе и не предлагаю верить в утопию, разве что, предлагаю рассмотреть вариант лучшего будущего, которое все еще, возможно, в наших руках… или, быть может, все уже давным-давно утеряно?!
Самое главное понять - чего хотим мы сами, к чему стремимся? Ответить на этот вопрос, не исходя из сложившейся ситуации, а именно так, как мы реально думаем сами, или думали раньше (в детстве и юношестве), но изменились под воздействием внешних факторов. Если же вам все равно на ваш творческий потенциал, и для вас вполне приемлема в качестве жизненной позиции философия эпикурейства, то хотя бы подумайте о своих детях – хотите ли вы, чтобы они унаследовали от нас еще более худший мир, чем он есть сейчас!? Если же мы с вами не сумели достичь успехов в тех областях, в которых мечтали бы их достичь, то, давайте же, хотя бы вложим эти мечты в наших детей, изменим этот мир и передадим его нашему потомству для того, чтобы они совершенствовали его и удерживали мир в покое и всеобщем согласии. Пусть мы с вами, все вместе, как Моисей, пройдя сорок лет по пустыне, так и не войдем в землю Обетованную, увидев ее лишь с другого берега реки Иордан, то хотя бы наши потомки войдут в нее, и мы увидим, как они это сделают, и со спокойствием и удовлетворением вдохнем воздух будущих перемен и всеобщего процветания.
p.s. эксперимент Кэлхуна «Вселенная-25» в качестве контраргумента будет неуместен в силу того, что люди – не грызуны (пока еще), хотя и очень стремятся к этому качеству и состоянию. В статье поднимается вопрос о принятии рабского положения и рассмотрения пока еще отдаленных перспектив выхода из него. Утопия – это нединамическая модель, статичная, я же говорю о постоянно развивающейся модели общества, всегда стремящейся к изменениям и прогрессу внутри себя. Об этом подробно мы еще поговорим…