2 февраля — особый день для мировой литературы. Это не только день рождения выдающегося ирландского писателя-модерниста Джеймса Джойса, но и дата первой публикации его самого знаменитого романа «Улисс». Джойс родился в 1882 году, а «Улисс» был опубликован в день сорокалетия его автора — в 1922. Таким образом, сегодня мы празднуем 140 лет со дня рождения Джойса и одновременно столетие одного из самых сложных и неоднозначных произведений мировой литературы. Отличный повод, чтобы еще раз поговорить об «Улиссе» и рассказать, почему этот роман считается культовым и новаторским, а также почему вокруг него вот уже сто лет не утихают яростные споры как в мире литературной критики, так и среди простых читателей. Для этого мы создали рейтинг из пяти пунктов — самых важных особенностей романа «Улисс».
5. Интертекстуальность
«Улисс» — объемное произведение, при этом в нем описан всего один день из жизни главного героя — Леопольда Блума, — а сюжет мог бы уложиться в несколько слов: «Мужчина утром вышел из дома, а потом весь день никак не мог вернуться». Спрашивается, из-за чего тогда столько шума?
Дело в том, что «Улисс» вполне можно назвать Библией для литературоведов и библиофилов — этот роман максимально интертекстуален, то есть пронизан (если не сказать — набит под завязку) неисчислимым количеством аллюзий и отсылок к произведениям мировой литературы и искусства. Главы «Улисса», который, по сути, вдохновлен гомеровским эпосом «Одиссея» (Улисс — это другое имя Одиссея), написаны то в форме газетных сводок, то в виде катехизиса, то потоком сознания, то отражают эволюцию литературного языка — от староанглийского образца XI века к современному. По этому поводу сам Джеймс Джойс однажды сказал:
«Я вложил в эту книгу столько головоломок и загадок, что профессора еще многие столетия будут спорить о том, что я имел в виду».
Именно поэтому «Улисс» и называют бессмертным и неисчерпаемым романом — можно изучать его бесконечно, постоянно переходя к другим источникам, скрытым тут и там на страницах этой книги. Таким образом, «Улисс» — это текст не столько для чтения, сколько для исследования, интерпретаций, гаданий и додумываний. И в этом его главная прелесть: он дает каждому читателю возможность собрать причудливый паззл согласно своему вкусу.
4. Поток сознания
Поток сознания — это особый художественный прием и тип повествования в модернистской литературе. Для него характерно непосредственное воспроизведение внутренней жизни персонажа через словесную регистрацию разнородных проявлений его психики — переживаний, ассоциаций, воспоминаний и так далее. Чаще всего эти проявления передаются вне всякой логической и причинно-следственной связи — по принципу звуковых, зрительных и прочих ассоциаций.
Идеальный пример использования приема потока сознания в литературе — «Улисс» Джеймса Джойса. Его стиль признан лучшим образцом потока сознания в беллетристике XX века, чей автор зашел в передаче внутреннего монолога глубже и дальше, чем любой другой романист. Техника Джойса прославилась своим честным изложением потока мыслей, чувств, умственного восприятия и смены настроения Леопольда Блума и других персонажей. Американский критик Эдмунд Уилсон заметил, что «Улисс» пытается изобразить «как можно точнее и прямее в словах то, на что похоже (или скорее на что нам кажется похожим) наше участие в жизни от мгновения к мгновению». Именно поэтому «Улисс» находит живейший отклик у такого огромного количества людей — несмотря на свою сложность, он кажется нам таким знакомым, потому что показывает, как мы мыслим.
3. Длинные предложения без знаков препинания
Использование потока сознания часто сопровождается всевозможными нарушениями синтаксиса, а порой и полным отказом от пунктуации. Тут достаточно сказать, что в «Улиссе» есть предложение, состоящее из четырех тысяч слов и не имеющее ни единого знака препинания. Это так называемое предложение, наряду с семью другими столь же ошеломляющими, составляет финальную главу романа Джойса. В качестве сравнения можно привести предложение из романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, которого часто вспоминают в связи с длинными предложениями. Однако рекорд Толстого — «всего» 229 слов. У Марселя Пруста — автора французской эпопеи «В поисках утраченного времени» — есть предложение длиною в 847 слов, а Виктор Пелевин в свое время написал целый рассказ, состоящий из одного предложения длиною в 12 страниц — «Водонапорная башня». Хотелось бы сказать, что ни один из них не смог побить рекорд Джеймса Джойса, но не так давно британский писатель Джонатан Коу отличился, создав фразу, насчитывающую почти 14 тысяч слов.
Рекорды рекордами, но только ли в них дело? Не скажем за остальных, но в случае с «Улиссом» предложения длиною в целую жизнь являются, опять же, оригинальным художественным приемом, показывающим объем, сложность и многогранность человеческой мысли, уходящей в бесконечность.
2. Тема феминизма
В «Улиссе» Джойс также затронул две волновавшие его темы — феминизм и с*ксуальность. До него почти никто не решался освещать их в большой литературе, разве что все тот же Лев Толстой в «Крейцеровой сонате», которая была подвергнута цензуре, и чей язык нашли «слишком откровенным».
Что касается «Улисса» и феминизма, то последний, восемнадцатый эпизод романа иногда печатали отдельно. Дело в том, что он представляет собой по-джойсовски огромный и нерасторжимый пример потока сознания главной героини — Молли Блум, — а, по своей сути, настоящую песнь женщины и едва ли не один из манифестов феминизма. Начинается этот эпизод с размышлений Молли о том, почему ее муж, которому она изменила, попросил себе на завтрак в постель два яйца, а кончается исполненными высокого, почти жертвенного пафоса словами «да я сказала да я хочу Да». В оригинале это заключение звучит еще мощнее, так как каждое слово является односложным:
«and yes I said yes I will Yes».
1. Тема с*ксуальности
Джеймс Джойс открыл с*ксуальности и всем связанным с ней переживаниям и чувствам путь в большую литературу. В «Улиссе» — огромное количество сальных шуточек и эротических фантазий — то есть, опять же, всего того, что свойственно обычному человеку.
«Улисс», который создавался на протяжении семи лет, изначально публиковался частями в американском журнале «Литл ревью». В период первых публикаций некоторые эпизоды стали предметом судебных обвинений в п*рнографии. В 1921 году и сам журнал был объявлен п*рнографическим, а «Улисс» был фактически запрещен в Америке. На протяжении 1920-х годов Министерство почт США даже сжигало встречавшиеся экземпляры романа. В Великобритании роман был целиком запрещен вплоть до 1930-х годов, поэтому впервые в полном объеме он был опубликован в Париже — 2 февраля 1922, как и было задумано Джеймсом Джойсом.
Если хотите первыми узнавать о новинках, предлагаем время от времени заглядывать в нашу подборку книг по предзаказу со скидкой 30%.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!