Найти тему
Нефритовый Фрик

Вторая обойма социальных умений и навыков, которыми может и должен овладеть каждый подросток (выпуск №2)

Оглавление

С огромным удовольствием запускаю Второй выпуск, посвящённый полному набору социальных умений и навыков, без которых юношам и девушкам будет очень непросто успешно стартонуть во Взрослую жизнь!

Фото из Яндекс-картинок. Обработка автора. "Стартуем весело во Взрослую мы жизнь!"
Фото из Яндекс-картинок. Обработка автора. "Стартуем весело во Взрослую мы жизнь!"
Если название данной статьи вас хоть чуточку зацепило, показавшись интересным и полезным, и вы планируете осилить сию статью, но в силу не важно каких причин, прозевали Первый выпуск, то начните непременно с него, потому как по своему содержанию он на 100% подарит вам много полезной информации!

...Сделать же это вам будет предельно просто - кликайте на её название, что выделено голубым цветом, и в тот же миг, самым волшебным образом, в ней и окажетесь: «Социальные умения и навыки, которыми должен овладеть каждый подросток к своему совершеннолетию" (выпуск №1), 01.02.2022 г.

...И если вы, мои благодарные читатели, познакомились или реанимировали в памяти, первую связку столь жизненно важных социальных ключей и отмычек, то пришло самое время перебрать и вторую! Вы готовы? Тогда стартуем!

Социально-психологические умения и навыки...

Одним из важнейших социальных навыков является, на мой взгляд, умение адекватно оценивать человека по внешнему виду. Речь идёт о том, чтобы: с одной стороны уметь "читать" человека с первого взгляда, собирая максимум возможной визуальной информации о нём; с другой - всегда помнить о том, что внешность бывает обманчива и доверять ей лишь на первом этапе знакомства! То есть ваша задача - уметь соблюдать "золотую середину"!

Несколько слов об Интуиции...

Для того, чтобы прокачать вышеупомянутый навык, необходимо научиться быть Наблюдательным! Кстати, а как у вас с наблюдательностью? Наверняка вам знакомо такое понятие, как Интуиция? Иногда говорят, что Интуиция - это женская логика!

...На мой нефритовый взгляд: Логика - это просто логика, вне зависимости от гендерной принадлежности, а вот Интуиция - это и впрямь весьма полезная штука, характерная для очень наблюдательных людей!

Основана Интуиция на умении обращать внимание на мелочи и логически их обрабатывая, получать необходимую информацию. Действительно женщины более наблюдательны мужчин, но это легко объясняется тем, что большинство из них реализовали себя, как матери, а это значит, что прошли школу младенчества вместе со своими детьми. А теперь представьте, что это был не один ребёнок!

...Мужчины обычно стыдливо уклоняются от активного общения со своими новорожденными детьми, отсюда не очень-то их понимают до того момента, пока те не начинают лепетать на около-человеческом языке. Исключения случаются, но они лишь доказывают правило. Словом, Интуиция - великая штука, но способность эта дана не каждому!

Фото из Яндекса. Обработка автора. "Интуиция - уменье редкое, что матерям дано!"
Фото из Яндекса. Обработка автора. "Интуиция - уменье редкое, что матерям дано!"

Умеете ли вы знакомиться?

Очень важным, а для многих подростков и непростым навыком является - умение Знакомится с новыми людьми. Возможно вы удивитесь, но и это искусство знакомо далеко не каждому, хотя данный социальный навык родители просто обязаны развивать у своих детей буквально с песочницы. В идеале, если ребёнок попадает в чужой двор и видит играющих ребят, он должен немного постоять, присмотреться, и если играющая детвора, заметив его, не пригласит присоединиться, то ребёнок сам должен инициировать процесс знакомства.

Вы не поверите, но многие мальчишки и девчонки остаются одинокими лишь потому, что их никто не научил как правильно знакомиться! А ведь это так просто: небольшая беседа с ребёнком, порепетировали волшебные слова типа: "Привет! Как тебя зовут?"; "Давай дружить!"; "У меня есть машинка, давай играть вместе!" Ну и, наконец, создание провокационных ситуаций. Хотя подводные камни и здесь не редкость.

Бесспорно, случаются ситуации, когда ты пытаешься познакомиться и предлагаешь дружбу, а встречаешь отказ. И что тут делать? Надо просто подготовить ребёнка и к этому развитию событий! Но в большинстве случаев, такие "подкаты" среди дошколят работают. И тем ребятам, кто в детстве умел знакомиться, значительно проще делать это в подростковом и взрослом возрасте. Хотя методика здесь уже совсем иная. На своих занятиях мы и говорим о ней и проигрываем в ролевых ситуациях.

Что нужно знать о дружбе и как обрести настоящего друга?

Вот так вот плавно мы вышли на следующее социальное умение, которое сожалению, в нашем обществе явно недооценивают! И речь идёт об умении дружить. Дружба - это ведь величайшее искусство, быть может даже более сложное, чем Любовь. В моём случает так точно!

Данному умению следует посвятить целую статью, причём объёмную, а может и не одну. Я себе мысль эту пометил, обещаю, как-нибудь поговорить с вами на эту тему. Пока же просто замечу, что для того, чтобы обрести настоящего друга, надо самому быть достойным этого звания!

У подростков существует стереотип, суть которого сводится к тому, что Друг - это тот, кто всегда рядом, когда тебе плохо! Кто готов в любое время дня и ночи прийти к тебе на помощь! Кто готов делать за тебя любую самую трудную и неприятную работу, и кто разделит с тобой и радость и горе! Но самое главное, кто верен тебе, словно домашний питомец. Ну извините, хотите такого друга, не являясь при этом его подобием, - Заведите Собаку!

Пока же главный на сегодня вывод - Дружбу надо заслужить, заслужив - ценить, дорожить ею и не злоупотреблять, навязывая всякий раз свое общество и свои проблемы! Дружба - это всегда дорога с двусторонним движением. Здесь нет места Эгоцентризму, Ревности, Обидчивости, Зависти, Лжи, но главное - Подлости! Помните это, друзья, и однажды в вашей жизни непременно появится настоящий друг!

Очень важным умением, основанным на знании и понимании индивидуальных особенностей людей, и своих сверстников в частности (личностных, поведенческих, психологических, религиозных, национальных и т.д.), является умение учитывать их совокупность и проявлять толерантность, снисходительность и уважение к людям их проявляющих. Своего рода всеобъемлющий космополитизм.

Сюда же, т.е. к понимабельности и принятии, я бы отнёс и уважение к интересам, хобби и увлечениям других людей. К сожалению, слишком часто считаем непонятные нам увлечения других людей совершенно бестолковыми, глупыми и даже опасными. Но всё, что за этим стоит, - наше нежелание посмотреть на чужие интересы, глазами их носителей, и уж тем более категоричное отвержение приглашения ближе познакомиться с тем или иным хобби человека. Мамы и папы, а все ли увлечения своих чад разделяете вы?

Фото из Яндекс-картинок. Обработка автора. "Давай дружить! Дарю тебе цветочек!"
Фото из Яндекс-картинок. Обработка автора. "Давай дружить! Дарю тебе цветочек!"

Школьные социальные умения и навыки...

Школа - это маленькая планета, это тот микросоциум, в котором наши дети проводят третью часть своего жизненно-активного времени. Сюда же можно прицепом подтянуть и разнокалиберные учреждения дополнительного образования, независимо от специфики обучения в них детей и подростков.

Конечно же, все вышеперечисленные в двух статьях социальные умения и навыки, здесь также крайне необходимы, но к ним добавляются и другие, характерные именно для образовательных учреждений. Ведь именно в школах и УДОД дети по настоящему учатся усидчивости, внимательности, терпеливости, дисциплине.

...Вспомните, каково это Первокласснику отсидеть свой первый в жизни урок? А ведь таких уроков уже с первых дней обучения будет по три-четыре! А так ли просто спокойно перемещаться по школе, да еще после сидячей 45-минутки? А что это, как ни те самые важные школьные умения и навыки, без которых школьная жизнь превратится для ребёнка в сущий ад!

Добавляется здесь и фактор знакомства и общения с одноклассниками. Ведь общение в школьном коллективе - это чуточку иное общение, чем наедине с другом или с приятелями во дворе! А делить парту с одноклассником - это тоже не так просто, особенно когда многие классные руководители, в рамках социализации постоянно проводят пересадочные рокировки.

И здесь я на их стороне, но для ребёнка, точнее для пары однопартников - это стресс, а иногда и немалый. Это каждый из нас знает не понаслышке. А ваш покорный слуга и понаслышке тоже, ведь каждое занятия, когда ребята делятся не только тем хорошим, что случилось в их жизни с момента нашей встречи, но и тем, что их огорчило, непременно рассказывается история о развлекухе или конфликте с соседом по парте!

Ну и, может чуточку повторюсь, но именно в школе крайне значимы такие умения, как выступать перед классной аудиторией, причём не только в плане умения грамотно и последовательно излагать материал, но и обязательно его резюмировать; уметь задавать вопросы одноклассникам; работать: индивидуально, в парах, в группе; готовить выступления и защищать проекты.

Особенно важно уметь отстаивать свои идеи и интересы, не идти на поводу большинства, защищаться цивилизованно (ведь в школе за драку, даже если ты прав, придётся нести ответственность), в исключительных случаях прибегая к помощи или защите "авторитетного третьего", коим выступает учитель, школьный психолог или социальный педагог...

Фото из Яндекс-картинок. Обработка автора. "Для нас родная школа - словно дом второй!"
Фото из Яндекс-картинок. Обработка автора. "Для нас родная школа - словно дом второй!"

Социальные умения и навыки, необходимые в общении со взрослыми...

Кстати, что касается взаимодействия с учителями, то и здесь необходимы такие социальные навыки, как: Уважение ко всем взрослым школьным сотрудникам, а не только к учителям. А с чего начинается уважение? С того, что ты первым здороваешься с тем, кого уважаешь. Кстати, гипотетически, если в Уставе школы не прописан пункт о том, что учащиеся первыми здороваются с учителями, то работает правило: "Первым здоровается тот, кто воспитаннее или умнее!"

Увы, но иногда мы взрослые, в интеллекте проигрываем своим воспитанникам, например, когда ждём, чтобы ребёнок первым с нами поздоровался! Есть такое правило у интеллигентных людей: первым здоровается тот, кто первым увидел знакомого человека. Исключение - леди с молодым человеком, тогда это только её право решать здороваться, скажем, с приятелем, или не заметить его...

Умение понимать поведение учителя (что он не может быть всегда таким, как в повседневной жизни), его мотивацию, когда делает замечание или высказывает претензию. Да и вообще - чувствовать, что на душе у учителя. В моей педагогической биографии встречалось немало понимающих учеников и, уверен, что все мы от этого только выиграли!

Очень важно уметь договариваться с учителем! Прошу не путать с понятием "выбить оценку"! Школьник имеет право на то, чтобы учитель ему объяснил за что снижена та или иная оценка. Можно ли её исправить или каким образом можно закрыть? Кстати, элементарный навык - всегда называть учителя по имени отчеству! Да многие ребята не знаю не только фамилий своих учителей, но и их имён и отчеств!

Отличным навыком, по мнению моих Неваляшек, является - готовность прийти на помощь учителю, если он что-то несёт большое и объёмное, и это не его портфель или рюкзак. ...У нас нет своего кабинета и поэтому каждый раз, когда я иду на занятие, то несу несколько пакетов, и если мои бойцы меня встречают по дороге в кабинет, непременно отбирают пакеты, хотя мне совсем не сложно и самому их донести до аудитории. Но данный навык я только поддерживаю, а потому всегда делюсь своей ношей с ребятами.

Считаю здесь же выложить околосоциальный, а точнее трудовой навык. Когда-то с этим навыком в школах проблем не было. Сегодня ситуация изменилась. Я имею ввиду - различные неплановые и внеурочные формы работы! Подчёркиваю, не Досуга, а Работы! Сколько угодно примеров могу привести из жизни сегодняшних детей.

Увы, но дети не только не любят трудиться на благо класса и школы, но и устраивают настоящие баталии с учителями и классными руководителями, полагая, что с них довольно и учёбы! И здесь вспоминаются японские школы, в которых большую часть работы по уборке школы, включая туалеты, выполняют сами школьники. А у наших ребят - корона на голове прыгает, того и гляди свалится!

...Со школами чуточку разобрались, думаю, что настало самое время поговорить о тех социальных Рубиконах, которые должен перейти каждый подросток, дабы получать огромное удовольствие от общения со своими близкими и великую радость от пребывания в стенах родного дома...
Фото из Яндекс-картинок. Обработка автора. "Умейте доверять учителям!"
Фото из Яндекс-картинок. Обработка автора. "Умейте доверять учителям!"

Социальные умения и навыки по взаимодействию с родными и близкими...

...Там, где любовь, должны царить и: Понимание; Уважение; Послушание; Прощение; Помощь! Для начала дети должны усвоить одну важную истину: Если их любят, это не значит, что им всё можно! Родители - не рабы, равно, как и их дети, а свободные люди. У них хватает своих обязанностей, но у них есть и собственные увлечения и хобби.

Первый навык, который должен быть привит с детства родителями, это Послушание, если хотите - Повиновение! Есть правила, которые предварительно оговариваются, их не должно быть много, но которые непременно должны соблюдаться. Причём, и в подростком возрасте особенно! Границы между хочу и должен, даже в пубертатный период, у подростка должны быть всегда!

Сразу же обращаю внимание на то, что ребёнок с первого класса должен привыкнуть к тому, что любой вопрос, который задают родители имеет свою степень важности и в отличие от отшучиваний или грубостей, которые возможны в общении со сверстниками, отвечать на него следует серьёзно, чётко и с разъяснениями. Правда и родители должны стремиться к тому, чтобы задавать чёткие и понятные для ребёнка вопросы!

Очень важно, чтобы ребёнок знал и неизменно выполнял свои домашние обязанности. Они должны быть у каждого ребёнка, а у подростка так уж и подавно! И плиз не путайте, что если у ребёнка сформировано умение мыть посуду, то это не значит, что у него автоматом и сформирован навык делать это сразу по факту завершения трапезы!

Хорошо, когда у подростка сформировано умение планировать предстоящий учебный день, выходные или каникулы. Замечательно, когда у ребёнка не только сформирован навык планирования предстоящего дня или недели, но и привычка знакомить со своими планами родителей.

Знание, почитание и соблюдение семейных традиций - это тоже то, что очень важно родителям воспитывать с ранних лет. Конечно в пубертат недоросток непременно будет посягать на некоторые из них, забрасывать пробные камушки в надежде снять с себя бремя причастия к ним.
Но здесь как раз забота родителей, спокойно и убедительно довести до своего чада, что семейные традиции - это одна из самых главных жизненных ценностей и однажды кто-то будет очень сильно жалеть о попытках посягательствах на святое.
Кстати, очень важно, чтобы дети имели представление о том, какая семейная информация может быть достоянием других людей, а какая не должна покидать стены родного дома!

Тут же отмечу и ещё одну вещь, которой постоянно пытаюсь достучаться до Эго своих воспитанников! Есть вещи, которые родители решают самостоятельно, без участия детей. Например: жить им вместе или разводится, если ситуация в семье складывается неблагоприятно; заводить ещё одного ребёнка или же не спешить с этим делом; переезжать в другой населённый пункт или дать ребёнку возможность хотя бы завершить данный учебный год в родном городе и др.

...Момент, на который хочу сделать особый акцент! И это умение ценить родительский труд! В чём заключается данное умение? В том, чтобы видеть, что родители для тебя делают. Понимать, какую цену им приходится платить для достижения той или иной цели. Следовательно бережно относиться и к еде, что на столе, и к вещам своим и чужим, ведь за всем скрываются немалые усилия, здоровье, средства и время.

Очень хорошо, когда сын или дочь, видя либо болезненное состояние одного из родителей, либо усталость, либо то, что он просто не успевает делать несколько дел одновременно, предлагает, а то и настаивает на собственной помощи, вне зависимости от наличия своих домашних обязанностей.

Кстати, очень часто в таких ситуациях родители инициируют дополнительные поручения, и подросток должен быть готов к тому, чтобы в ущерб собственным планам, выручить взрослых. Если же этого не происходит, то это грустная история, которая сигнализирует о том, что с воспитанием в семье однажды что-то пошло не так...

В многодетной семье старшие дети, как правило, обладают и такими навыками, как уход за младшими братьями и сёстрами. Это уже, своего рода, бонус в плане социальные умений и навыков. Но бонус, который однажды положительно отзовётся во взрослой жизни!

С другой стороны, в семье должен быть принят, а у детей, соответственно, выработан и такой навык, как без стеснения обращаться за помощью к взрослым (родителям, старшим братьям и сёстрам, бабушкам и дедушкам). Помощь может быть любого формата: добрые советы, физический, хозяйственный или интеллектуальный труд, защита, материальная помощь.

Фото из Яндекса Обработка автора. "Семья - это царство отца, мир матери и рай ребёнка!"
Фото из Яндекса Обработка автора. "Семья - это царство отца, мир матери и рай ребёнка!"

Социальные умения и навыки по взаимодействию с малознакомыми и незнакомыми взрослыми...

Данный блок, будет последний на сегодня, итак информации для вас, друзья, более чем достаточно для осмысления.

...Начну с того, что те знания, умения и навыки, что проповедовались в советское время, коренным образом отличаются от того, что мы даём детям сегодня. Первые заметные коррективы стали вноситься в непростые 90-ые годы, когда действительно на улицах стало небезопасно, и иные встречи с незнакомцами обходились слишком дорого мальчишкам и девчонкам, чьё детство пришлось на то время.
Затем ситуация в стране потихонечку стала выравниваться, однако страхи за наших детей не улетучились, а напротив, покрылись гнетущим налётом сомнения и недоверия к обществу. В результате чего ушло в прошлое проповедование доверия и авторитетности в отношении незнакомых взрослых.

Даже в отношении стариков подрастающее поколение условно разделилось на тех, кто уважает старость и готов в любой момент прийти на помощь пожилому человеку, и тех, кто будто-бы не замечает незнакомых бабушек и дедушек ни на улицах, ни в транспорте, ни в магазинах...

Конечно, возраст и мудрость далеко не всегда идут рука об руку, но пожилой человек достоин и уважения и помощи. Как правило старики не излучают агрессию и реальную опасность! И подросткам следует об этом вспоминать как можно чаще, и при случае - действовать.

Другое дело, когда речь идёт о малознакомых средневозрастных людях, например, соседях или вообще незнакомых. И вот здесь помимо уважения, всегда следует быть начеку, ведь иные из них могут представлять потенциальную угрозу.

Поэтому, чем меньше ребёнок, тем важнее, чтобы у него была сформирована модель поведения в ситуации общения с незнакомцем тет-а-тет. Увы, но случаев, когда дети встречаются с теми, кто желает причинить им не столько физический ущерб, сколько моральный и материальный, на памяти хватает! И этому детей надо учить, и чем раньше, тем лучше!

В первой части мы с вами говорили об эмоциональном интеллекте, ну так вот в общении с незнакомыми взрослым также следует использовать те умения и навыки, что позволяю сканировать человека насквозь. Ведь понимание, скажем эмоционального состояния незнакомца, может помочь подростку принять правильное решение, скажем, в той же конфликтной ситуации.

Собственно всё, что вчера писалось в формате взаимодействия со сверстниками с определённой поправкой можно перенести и на мир взрослых! ...Как и в случае с учителями и с родителями, очень важно уметь первому подойти и обратиться к незнакомому взрослому с той или иной просьбой о помощи. В 99 случаев из 100 реакция будет адекватной и безопасной.

В случае непонимания и назревания конфликтной ситуации подросток должен уметь, сохраняя чувство собственного достоинства, Уверенно и Спокойно высказать свою претензию в адрес взрослого. А если он сам не прав, то искренне попросить прощения. Если же приходится на чём-то настаивать, то делать это нужно всегда аргументированно, не переходя на личности и на язык родных берёз, чем молодёжь нередко грешит.

...Ну и, конечно же, никогда не забывать о том, что за взрослыми более длинные биографии, больше накопленного опыта, а подчас и сил; всегда делать на это поправку, равно как и не забывать, что люди - лучше своих поступков, потому как за многими человеческими поступками, проступками и преступлениями скрывается созидательная мотивация.

...Но если вы, мои юные друзья, желаете, чтобы в вас взрослые видели не мальчишек и девчонок, а таких же, как они сами, взрослых людей, то и ведите себя, как взрослые люди, отвечайте за свои слова и поступки. А если вам доверяют, то оправдывайте эту надежду!

Нефритовое Резюме...

...Вот, собственно и всё, что я собирался вам сегодня, друзья, рассказать! Планирую уже завтра утром запустить третий, заключительный выпуск нашего Социально-Полезно-Знательного триптиха. Посвящён он будет тем социальным умениям и навыкам, которые позволят подростку не только научиться жить в согласии с самим собой, стать более уверенным в себе, получать истинное наслаждение от жизни, но и помогут ориентироваться и принимать оптимально-верные решения во взрослых форматах жизни.

Одним словом, ЗАКЛЮЧЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

...Если данная статья была вам полезной, не пожалейте ЛАЙКа, ведь именно он чуточку продвинет не только ваш личностный рост, но рейтинг канала! Если есть желание поделиться собственными мыслями, высказать пожелание или раскритиковать вашего покорного слугу, непременно сделайте это в КОММЕНТАРИЯХ!

Фото из Яндекс-картинок. "Не обижайте, дети, стариков! Цените и при случае помогайте!"
Фото из Яндекс-картинок. "Не обижайте, дети, стариков! Цените и при случае помогайте!"

...И не стесняйтесь, Пожалуйста, ПОДПИСЫВАТЬСЯ НА КАНАЛ, ведь у меня для вас очень много интересной, но, главное, ПОЛЕЗНОЙ информации, мои любознательные читатели!!!

#детская психология #педагогика #психология жизни #психология #мудрости жизни #правила жизни #полезные советы #полезыне знания #школа и дети #образование