Приветствую подписчиков и читателей моего канала. Наверное сложно найти в нашей стране человека, которому за 30 лет и который ни разу не катался, или ничего не слышал про этот замечательный автобус. В народном фольклоре он получил множество прозвищ. Его называли разными именами: луноход, скотовоз, блюмчик. При всех своих недостатках, этот автобус был любим многими пассажирами, да и водителями.
Лично мое увлечение техникой и автомобилями началось еще в детстве с интереса к этому автобусу. Была у лунохода какая-то харизма. Мне нравилось веселое бормотание ЗИЛовского 8-цилиндрового 7 литрового мотора, и этот волшебный звон «пустых бутылок», словно катающихся в каком-то ящике. Кстати, а откуда был этот звон, который доносился практически изо всех автобусов?
Однажды у одного автора я прочитал, что такие звуки издавала автоматическая трансмиссия этого автобуса. На самом деле, это не так. Звук пустых бутылок издавали карданы из-за износа крестовин. Даже при малом люфте пустотелые трубы карданов начинали так музыкально звенеть. А с учетом того, что этих крестовин было три, то и получался такой оркестровый звон. Лиазик задолго до подъезда к остановке озвучивал свое скорое прибытие. Этот звук ни с чем не спутаешь. Именно за этот звон-блюмканье, одно из прозвищ автобуса было «блюмчик»
Вообще же ЛиАЗ-677 был очень прогрессивной машиной для своего времени. И если про большой 8-ми цилиндровый ЗИЛовской мотор рассказать особо нечего, то автоматическая трансмиссия была в то время большой редкостью, тем более на автобусах.
А еще на Лиазике вовсю использовался сжатый воздух. Пневмосистема ЛиАЗа использовалась в тормозах и отвечала за работу подвески. Да-да, где уж там этим гламурным Рендж-Роверам до нашего ЛиАЗа, который еще в конце 60-ых мог предложить комфортную подвеску с изменяемыми характеристиками и автоматическим поддержанием положения автобуса вне зависимости от загрузки!
Еще пневмосистема отвечала за работу тормозов и за открытие дверей. Интересно, что автобус сильно кренился в поворотах даже на весьма умеренных скоростях, чем очень пугал своих пассажиров. Но бояться, на самом деле, было нечего, угол крена регулировался ограничителем хода и регуляторами положения кузова. Прогрессивная все-же была конструкция.
Вообще же, благодаря все той же самой пневмоподвеске, ЛиАЗ обладал фантастической мягкостью и плавностью хода. Пожалуй и сегодня в этой дисциплине луноход утер бы нос и современным автобусам. А сравните ЛиАЗик с Икарусами, которые были значительно более тряскими и жесткими.
ЛиАЗик был еще и очень теплым автобусом в сравнении все с тем же Икарусом. 7-литровый ЗИЛовский мотор при своей работе выделял массу тепла и это тепло эффективно использовалось для обогрева пассажирского салона. И это все без каких либо-вентиляторов, а с помощью лишь системы воздуховодов и регулировочных заслонок.
А почему ЛиАЗ-677 называли скотовозом?
Это название появилось из-за вместительной накопительной площадки в задней части салона, где люди набивались в час пик, как скот (ну были у некоторых такие ассоциации). Предельная вместимость автобуса в городском исполнении составляла 110 пассажиров, во многом благодаря этой площадке.
Опять же, благодаря этой площадке, которая была ниже уровня основного салона, в автобус было легко производить посадку. Это сейчас у современных городских автобусов пол низкий, а тогда этим мог похвастать только ЛиАЗ-677.
Кстати говоря, накопительная площадка с понижением уровня пола была в городском исполнении автобуса. Междугородняя модификация была с прямым высоким полом на всем протяжении салона. Вместо накопительной площадки использовались дополнительные сиденья. Вместимость междугородних версий была существенно ниже.
А для чего был у водителя комнатный выключатель в салоне?
А это было таким лайфхаком для экономии топлива, который внедряли в конструкцию автобуса многие водители. Дело в том, что ЛиАЗ-677, мягко говоря, не отличался топливной экономичностью. В реальной жизни он мог расходовать 50 и более литров на 100 км. пробега. Не отличался экономичностью V-образный 7-ми литровый мотор. Не способствовала бережному расходу топлива и автоматическая трансмиссия, значительную часть мощности у мотора отбирали приводные ремни, которые раскручивали ротор компрессора пневмосистемы.
Ну а обычный электровыключатель который подключался в цепь «контроллер-АКПП» нужен был для размыкания проводов управления соленоидами, и коробка думала, что рычаг переведен в положение «нейтраль». Удобно расположив выключатель, можно было отключать соленоиды даже не отрывая руки от руля. Активно используя накат, можно было за день сэкономить десяток-другой литров бензина. Счастливые были водители этих ЛиАЗов. Для своего личного автомобиля можно было вообще не покупать бензин..
Вот такие интересные факты и истории про этот автобус, и мне жаль, что его уже не встретишь на дорогах наших городов. В Москве ЛиАЗики начали массово списывать в начале нулевых годов, в других городах и областях эти автобусы эксплуатировались дольше. Слышал, что несколько машин до последнего времени все еще находились на линии в городе Арзамас в Нижегородской области
А помните этот автобус вы, как оцениваете его конструкцию и удобство для водителя и пассажиров?
Если понравилась статья, то палец вверх и подписка! Будем и дальше стараться во всем объективно разбираться