Найти тему

О прообразе сумасшедшего Германа

Увидеть сумасшедшего доводилось не всякому. И мало кто посетил дом сумасшедших из любопытства или даже с творческой целью.

В жизни Пушкина были две известные нам встречи с больными людьми. В детстве он видел такой молодую родственницу, а позже навестил несчастного Батюшкова.

Не затрагиваем тему, развитую в поздних пушкинских стихах. Обратимся к образу Германа, героя повести о пиковой даме.

Лишь несколько строк о юном безумце, но как они содержательны! Пушкин пишет в своем «Заключении»: «Герман сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: "Тройка, семерка, туз! Тройка, семера, дама!.."»

Жизненные впечатления писателя важны, но особо значимы для него те, которые, как в данном случае, усилены авторитетом ранее обратившегося к той же теме другого гениального наблюдателя природы человека.

В рукописи 1835 года Пушкина есть рисунок больного.

Рисунок в рукописи стихотворения «Странник» (1835)
Рисунок в рукописи стихотворения «Странник» (1835)

Один из исследователей увидел его сходство с гравюрой У.Хогарта серии «Карьера расточителя», названной «В Бедламе» (1). Образы стихотворения могут быть навеяны гравюрой.

У.Хогарт. Серия «Карьера расточителя». Лист VIII. «В Бедламе»
У.Хогарт. Серия «Карьера расточителя». Лист VIII. «В Бедламе»

Но и Герман увиден Пушкиным в образах Хогарта. Ученикам Лицея была доступна русская периодика, а в 1808 году в журнале «Вестник Европы» Жуковский опубликовал три из восьми картин серии «Карьера расточителя» с подробнейшим словесным описанием, выполненным Лихтенбергом. Среди опубликованных был и лист «В Бедламе». Повествуя о нем, Лихтенберг увидел и цифры над дверьми комнат, и сосредоточенность безумцев на том, что привело их сюда, на их idée fixe (2).

Более отчетлив рисунок гравюры выставки:

Гравюра У.Хогарта
Гравюра У.Хогарта

Гравюры первого и второго оттиска отличались от более поздних. Екатерина Вторая собирала такие листы, выполненные по картинам англичанина, они хранятся в запасниках Эрмитажа и при просмотре производят впечатление бархатных, тщательно прорисованных во всех деталях.

Как это на гравюре, рассказывающей об английском доме безумцев, Герман заключен в пронумерованной комнате больницы. Он также не замечает своего бедственного положения и, пребывая в состоянии игры, которая не заканчивается, бормочет «необыкновенно скоро», повторяя, и повторяя, и повторяя названия роковых карт.

Образ безумного создан автором повести «Пиковая дама» как художественное обобщение в развитие поднятой английским сатириком темы безоглядного расточительства и потери человеческого облика ради получения денег, ради наживы.

1. Барский О. Сюжет Уильяма Хогарта в творчестве Пушкина // От текста к контексту. Омск, 1998. С. 158–169.

2. Балашова И.А. А.Пушкин и У.Хогарт // Балашова И.А. «Созданье гения пред нами...» О художественном творчестве А.С. Пушкина. Ростов н/Д., 2016. С. 38–47.

##Пушкин#Хогарт#сумасшедший