Увидеть сумасшедшего доводилось не всякому. И мало кто посетил дом сумасшедших из любопытства или даже с творческой целью.
В жизни Пушкина были две известные нам встречи с больными людьми. В детстве он видел такой молодую родственницу, а позже навестил несчастного Батюшкова.
Не затрагиваем тему, развитую в поздних пушкинских стихах. Обратимся к образу Германа, героя повести о пиковой даме.
Лишь несколько строк о юном безумце, но как они содержательны! Пушкин пишет в своем «Заключении»: «Герман сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: "Тройка, семерка, туз! Тройка, семера, дама!.."»
Жизненные впечатления писателя важны, но особо значимы для него те, которые, как в данном случае, усилены авторитетом ранее обратившегося к той же теме другого гениального наблюдателя природы человека.
В рукописи 1835 года Пушкина есть рисунок больного.
Один из исследователей увидел его сходство с гравюрой У.Хогарта серии «Карьера расточителя», названной «В Бедламе» (1). Образы стихотворения могут быть навеяны гравюрой.
Но и Герман увиден Пушкиным в образах Хогарта. Ученикам Лицея была доступна русская периодика, а в 1808 году в журнале «Вестник Европы» Жуковский опубликовал три из восьми картин серии «Карьера расточителя» с подробнейшим словесным описанием, выполненным Лихтенбергом. Среди опубликованных был и лист «В Бедламе». Повествуя о нем, Лихтенберг увидел и цифры над дверьми комнат, и сосредоточенность безумцев на том, что привело их сюда, на их idée fixe (2).
Более отчетлив рисунок гравюры выставки:
Гравюры первого и второго оттиска отличались от более поздних. Екатерина Вторая собирала такие листы, выполненные по картинам англичанина, они хранятся в запасниках Эрмитажа и при просмотре производят впечатление бархатных, тщательно прорисованных во всех деталях.
Как это на гравюре, рассказывающей об английском доме безумцев, Герман заключен в пронумерованной комнате больницы. Он также не замечает своего бедственного положения и, пребывая в состоянии игры, которая не заканчивается, бормочет «необыкновенно скоро», повторяя, и повторяя, и повторяя названия роковых карт.
Образ безумного создан автором повести «Пиковая дама» как художественное обобщение в развитие поднятой английским сатириком темы безоглядного расточительства и потери человеческого облика ради получения денег, ради наживы.
1. Барский О. Сюжет Уильяма Хогарта в творчестве Пушкина // От текста к контексту. Омск, 1998. С. 158–169.
2. Балашова И.А. А.Пушкин и У.Хогарт // Балашова И.А. «Созданье гения пред нами...» О художественном творчестве А.С. Пушкина. Ростов н/Д., 2016. С. 38–47.
##Пушкин#Хогарт#сумасшедший