Найти тему
5,1K подписчиков

Фильм «Паранормальные» – европейская страшилка про «маленького мальчика» с серьезностью соцдрамы

655 прочитали
Перевернутые многоэтажки – как в другом социальном хорроре – «Кэндимен». 
Кадр из к/ф «Паранормальные».
Перевернутые многоэтажки – как в другом социальном хорроре – «Кэндимен». Кадр из к/ф «Паранормальные».

Хоррор с Каннского фестиваля откровенно говорит о детском деструктивном поведении. Это не беспечная готика типа «Дети кукурузы», а серьезное высказывание о социальной, психологической проблеме, которую взрослые часто не видят, а дети – не могут описать так, чтобы их воспринимали всерьез.

В квартал многоэтажек заезжает скандинавская семья: родители и пара дочек. Анна – аутист, не говорит, младшая Ида скучает без друзей. Во дворе Ида встречает тоже одинокого араба Бена, который показывает ей свои зачаточные способности к телекинезу.

Параллельно с Анной устанавливает телепатическую связь девочка Аиша, живущая с печальной мамой-мигранткой, переживающей утрату мужа.

Линия Иды – классная история взросления. Кадр из к/ф «Паранормальные».
Линия Иды – классная история взросления. Кадр из к/ф «Паранормальные».

Бен, которого шпыняют пацаны на улице, склонен к девиантному поведению и втягивает в игры Иду. Его деструктивность создает конфликт среди маленьких героев. На фоне растущих паранормальных навыков (Анна, оказывается, тоже обладает талантами) это становится опасным.

Настоящее название – «Невинные»

В переводе с датского De uskyldige – «Невинные». В названии есть сарказм, авторы ставят под сомнение детскую безгрешность (в которую верят законы большинства стран, примерно до 14-летнего возраста).

Часть иронии режиссер, видимо, адресует избыточно толерантным. Случайно ли в центре сюжета традиционная семья коренных скандинавов, а проблемы приходят от уроженцев заморских стран? Правда, это тут не главное. Главное – деструктивность, в которой дети остаются детьми, пусть и с супер-талантами, а не одержимыми или инопланетянами, как во многих фильмах, что мы уже видели.

Американцы бы посчитали, что делать Бена антигероем нетолерантно, но у северных европейцев свои взгляды. Кадр из к/ф «Паранормальные».
Американцы бы посчитали, что делать Бена антигероем нетолерантно, но у северных европейцев свои взгляды. Кадр из к/ф «Паранормальные».

Фестивальный успех

Норвежский режиссер Эскиль Вогт ранее был сценаристом «Тельмы» (2017) Йоакима Триера. «Невинные» победили в России на первом «Хоррор Фесте» и еще на шести фестивалях в мире.

В 2021 году это кино было в Особом взгляде Каннского кинофестиваля. Победил тогда отличный российский фильм «Разжимая кулаки», еще были душевная соцдрама про корейца в США «Синий залив» и неглупый памфлет Алексея Германа младшего «Дело».

Детки Икс. Кадр из к/ф «Паранормальные».
Детки Икс. Кадр из к/ф «Паранормальные».

Был и ужастик-конкурент – «Агнец». Кому как, но мне этот фильм кажется скучным в части хоррора и неприятен в показе дитя овцы (тут еще плохой ход с ново-морализаторской провокацией). Но даже «Агнец» на порядок здоровее, чем экзальтированно перверсивный бодихоррор «Титан», взявший гран-при в Каннах-2021.

«Невинные», тоже поддерживают моду на авторские хорроры, но в этой каннской тройке выглядят самым адекватным кино. Правда, и тут есть действия на грани приличий (например, игра с котом в подъезде).

Сложности госзаказа

Фильм – очередная колхозная продукция. Среди авторов Норвегия, Дания, Швеция, Великобритания, Франция, Финляндия. Интересно, что кино в значительной части снято на бюджетные деньги. В Европе немало фильмов оплачивается из бюджетов стран ЕС, через EURIMAGES, Европейский фонд поддержки кино, детище Совета Европы.

Анна двигает предметы. Кадр из к/ф «Паранормальные».
Анна двигает предметы. Кадр из к/ф «Паранормальные».

Который, кстати, методично поддерживает антироссийские фильмы. На деньги европейских налогоплательщиков. Впрочем, в данном случае интерес не в этом. А в том, что за свои кровные получили жители Европы, ведь фильм, прямо скажем, строить и жить не помогает.

Психоанализ в хоррор-стиле

В своей госзаказной безнадеге «Невинные» внезапно близки советскому «перестроечному» кино. И удивительно, что европейские правительства оплачивают такое. Понятно, когда снимают нечто социальное, показывая проблемы и пути решения. Но тут эффективных путей нет.

У родителей мало шансов понять происходящее. Кадр из к/ф «Паранормальные».
У родителей мало шансов понять происходящее. Кадр из к/ф «Паранормальные».

Кроме сохранения полных семей и более внимательного отношения к детям. Правда, и это не гарантия безопасности. В фильме ведь нет нерадивых родителей, все стараются, но по большей части без толку, да и отец Аиши был хорошим человеком, просто его уже нет.

Возможно, сверхзадача как раз в том, чтобы сообщить об опасности ситуации, когда проблема деструктивности детей скрыта от взрослых. Просто потому, что масса причин молчать: смущение, страх, ложная ответственность, непонимание факта наличия проблемы, отсутствие надежды на родителей и полицию и т.д.

Тревоги героев усложнены фантастикой, заговорив о которой, они точно не будут услышаны. И неслучайно ситуация, когда помощи взрослых не дождешься, рифмуется со коммуникационными сложностями Анны.

Ида и Анна учатся защищать друг друга. Кадр из к/ф «Паранормальные».
Ида и Анна учатся защищать друг друга. Кадр из к/ф «Паранормальные».

Добропорядочный зритель, который в других случаях против жестких разборок школьников, неслучайно на этот раз хочет, чтобы именно они и произошли. Не самое приятное желание. Не самое веселое зрелище. Но этот тот случай, когда обращение к хоррору помогает обозначить важную социальную, психологическую и экзистенциальную проблему.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!