Проблема дураков и дорог актуальна всегда, а сегодня поговорим про боль почти каждого СНТ - подъездную дорогу.
Земельный участок под СНТ как было всегда выделяли в самом неугодном месте, в отдалении от дороги. Поначалу ехали кто как: летом хорошо, весной и осенью сложно, зимой невозможно. Но время шло, и история некоторых СНТ перевалила за 50 лет, а значит перемены неизбежны.
Грунтовые дороги подсыпались бесконечно много, кто-то засыпал дорогу асфальтной крошкой (хватало на тройку лет), но единое для всех СНТ - невозможность качественного ремонта и содержания данной дороги.
В соответствии с ФЗ-217 Правление СНТ не имеет право тратить деньги на имущество, которое ей не принадлежит. Значит подъездная дорога - условно бесхозное имущество. Безусловно часть СНТ оформило в собственность дорогу, но это относительное безумие:
- садоводы итак платят за все сами;
- дорогу построй, ремонтируй, очищай за свой счет;
- не забудь заплатить налоги за землю под дорогой.
Эти факторы и привели к ситуации, когда большая часть дорог находится в плохом состоянии.
Для местных властей такие дороги являются откровенной головной болью. Посудите сами: бюджет от прибавления дорог не увеличился, поэтому денег нет не то, чтобы отремонтировать, но и окосить / очистить от снега сложно. Чтобы дорогу поставили на учет нужно пройти отдельный квест: принять решение местного совета депутатов о включении Вашей подъездной дороги в ответственность муниципалитета, далее найти деньги на кадастровые работы и постановку дороги на баланс, и только после этого бежать по коридорам бюджетников и добавлять расходы на содержание дороги.
Наше государство пытается решать этот вопрос, но давайте проанализируем. Например, новость "Более 200 СНТ в Московской области обеспечены качественными подъездными дорогами за счет столичного бюджета – Владимир Жидкин". Звучит грандиозно, если не знать правды. В Московкой Области так то более 10 000 СНТ. Вспоминаем школьный курс математики, который говорит, что 200 СНТ - это всего лишь 2% от общего количества. Реальный заголовок должен быть такой: "В 2021 году целых 2% СНТ в Московской области обеспечили качественной подъездной дорогой".
Темп так себе!
И так не только в Московской области, картина в целом одинаковая по всей стране. За десять лет сделают 20% дорог - пятую часть, но к тому времени уже и эти "новые" дороги нужно будет ремонтировать.
В районах нет техники, чтобы оперативно пустить грейдер, чтобы оперативно прислать пару машин с щебнем для засыпки ямы - все решается по жалобе конкретных граждан через порталы. Мы же стали все выполнять прямой функционал местных властей в части слежения за нормативным содержанием территорий.
На наш взгляд проблема - в отсутствии системного подхода. В параллели капитального ремонта дорог нужно обеспечить каждый район минимально-необходимым количеством техники, которая бы:
- поддерживала дороги. Грейдер может отлично справляться решением всех вопросов с ямами;
- окашивала / чистила кюветы;
- убирала снег;
- выполняла локальный ремонт.
В любом случае эта проблема как и другие - дело наших рук. Нам остается только писать обращения, направлять фотографии на различные порталы с целью добиться улучшения ситуации конкретного участка Вашей подъездной дороги. Ну либо скинуться и оплатить работы, что в текущих реалиях роста цен кажется просто невозможно.
Свежий пример реальной жизни садоводов: многодетные семьи СНТ «Новое Заостровье» самостоятельно расчистили дорогу от снега.