Найти тему
Время Романовых

Для чего был построен Обводный канал?

Есть вещи, без которых Петербург не был бы Петербургом. Конечно, в первую очередь на ум приходят такие знаменитые достопримечательности как Зимний дворец, Исаакиевский собор или Ростральные колонны, но есть то, что, возможно, не так впечатывается в память, но забывать об этом явно не стоит. Без многого та имперская жизнь была бы не такой романтической и насыщенной. Сегодня поговорим о самом длинном из каналов Петербурга, истории его построения, а также мифах и легендах. Конечно же, герой этой статьи - Обводный канал.

Для начала важная ремарка. В Петербурге название канала произносится с ударением на вторую букву «о». В Москве тоже есть свой Обводный канал (так часто кратко называют Водоотводный), но там уже ударение падает на последнюю гласную, все из-за сложившегося старомосковского выговора. Так что не путайте и различайте эти два канала по ударениям. Мы же с вами сегодня будем знакомиться с историей петербургского места.

Проект Обводного канала появился в 1763 году, его подготовил французский инженер Карбонье. К строительству выгонного рва, как его тогда именовали, приступили в конце 1760-х, а к концу 1770-х довели его почти до Лиговского канала. Обводный канал как бы обводил город с юга, начиная от реки Екатерингофки. С внешней стороны еще насыпали вал, чтобы придать каналу и оборонительные функции.

Второй этап строительства начался в 1805 году под руководством инженера Герарда после того, как Александр I велел начать работы по устройству канала и сооружению каменного акведука в месте его пересечения с Лиговским. Ежегодно на это выделялась сумма более чем в 1 миллион рублей.

-2

Работы были прерваны Отечественной войной 1812 года, к ним вернулись только в 1816-1821 годы. Завершением строительства канала руководил генерал-майор Базен. 25 октября 1833 года Обводный канал был торжественно открыт для судоходства.

Обводный канал создавался для разгрузки основной водной трассы города — Невы (поэтому его и назвали Обводным — идущим в обвод). Ожидалось также, что канал защитит город от наводнений. Изначально канал из-за своего местоположения носил название Загородный, так как образовывал южную границу города.

В 1840-е годы для стоянки и разгрузки судов прорыли Французский ковш - это небольшой тупик на южном берегу, отходящий от основного течения канала. Чтобы судам было удобнее туда попадать и расходиться друг с другом, к востоку от Атаманского моста канал расширили. Вместе с ковшом этот участок получил название «Бассейн Обводного канала».

Там, где сейчас косой чертой проходит улица Циолковского, до первой половины 20 века раньше впадала в Обводный канал речка Таракановка, часть которой засыпали в 1906 году.

С чем ассоциируется Обводный канал? В первую очередь, с заводами и фабриками, ведь именно здесь происходил промышленный переворот в Санкт-Петербурге. Обводный канал был удобным источником воды и одновременно канализационным коллектором для предприятий.

-3

По нему к строившимся на берегах промышленным предприятиям подвозили материалы и топливо, доставляли готовую продукцию. К сожалению, в него же сливали отходы производства и канализационные стоки. Горожане непочтительно обзывали канал «Канавой» или, чтобы отличать от Екатерининского канала, который тоже был не особо в почете, «Новой Канавой». Очень скоро Обводный канал в речи петербуржцев стал вообще «Обвонным».

Первый в России железнодорожный мост был построен именно через Обводный канал, на линии Царскосельской железной дороги.

В восприятии петербуржцев Обводный канал виделся как мрачная промышленная окраина города. Берега его были захламлены, на нем часто ночевали нищие. По утрам вдоль корпусов резиновой мануфактуры «Треугольник» выстраивались бесконечные очереди женщин, нанимавшихся на поденную работу. Иосиф Бродский, в детстве какое-то время там живший, называл Обводный канал «полным индустриальным потусторонним миром».

Рассказывают, что в 1923 году при строительстве теплотрассы в месте впадения реки Волковки в Обводный канал были обнаружены гранитные плиты с надписями и захоронения 11 – 12 веков скандинавского происхождения. Несмотря на протесты археологов, плиты были использованы в качестве поребриков при строительстве дороги на Лиговском проспекте, а человеческие останки просто увезли на свалку. С тех пор на этом месте 1 раз в 10 лет происходят самоубийства. Началось все в том же 1923 году, когда 89 человек бросились в воду, спасти удалось только одного. В 1933 году уже 107 человек совершили попытку суицида на этом месте. Те, кому по какой-то причине удалось выжить, затем говорили, что их звал в воду какой-то голос, другие рассказывали, что возле Боровского моста их подхватывала неведомая сила и сбросила в воду.

Место быстро обросло страшной славой и стало точкой на карте, где то и дело появлялись трупы. Когда происходили преступления, тела нередко скидывали в Обводный канал.

-4

Позже канал все-таки очистили и облагородили. Была построена развязка с проспектом Обуховской обороны, благодаря чему канал стал выполнять функцию обхода центра города для транспорта.

В 1992 году набережная Обводного канала от Глухоозерского проспекта до проспекта Обуховской обороны была признана объектом культурного наследия регионального значения. Были мысли засыпать и сам канал, чтобы увеличить важную городскую автомобильную магистраль, но пока они не имели продолжения.

В наше время Обводной канал постоянно уменьшается, есть даже места, где глубина не дотягивает и до метра. Он постепенно зарастает камышом и водорослями, уже видны небольшие островки. Канал больше не выполняет свою главную функцию, по нему не ходят большие суда и не доставляют промышленные ресурсы. От этого он просто перестал быть нужным. Но при этом официально он все еще остается самым крупным каналом в Петербурге.

В свое время Обводный канал был передовым гидротехническим сооружением, затем стал еще и транспортной магистралью, но он всегда будет частью художественного образа города. И представление о Петербурге без Обводного канала будет неполным.