Когда обсуждаешь дневники Марины Цветаевой с её гонителями, кажется, что они читали что-то другое, или вообще только притворяются, что читали. Я вижу одну Марину, они - другую.
- Первый фейк: белоручка и неженка.
Цветаева была и кухаркой "в людях", и полы мыла, и тяжести таскала пудами. Стойко переносила оскорбления.
"Мытье пола у хамки.
— Еще лужу подотрите! Повесьте шляпку! Да вы не так! По половицам надо! Разве в Москве у вас другая манера? А я, знаете, совсем не могу мыть пола, — знаете: поясница болит! Вы наверное с детства привыкли?
Молча глотаю слезы"....
"Сколько перемытой посуды и уже дважды вымытый пол! Чувство, что я определенно обращена в рабство. Негодная теща, в тон хозяйке, третирует".
Возня с мороженой картошкой, которую сначала "запретили", а отдали работникам уже мороженую,
"Обратный путь с картошкой. (Взяла только два пуда /32 килограмма/ третий утаила.) Сначала беснующимися коридорами, потом сопротивляющейся лестницей, – слезы или пот на лице, не знаю".
"Итог дня: два чана картошки. Едим все: Аля, Надя, Ирина, я.
Надя – Ирине, лукаво:
– Кушай, Ирина, она сладкая, с сахаром.
Ирина, тупясь и отворачиваясь: – Ннне…"
- Второй фейк: Цветаева жалела вещи и не обменивала на продукты.
Опять неправда. Вот и дневниковые записи о поездке в деревню:
"— Я на деньги не продаю.
(Молчание. Косвенные взгляды на ситец. Вздохи).
— Чего ж тебе надо-то?
— Пшена, сала....
— А почем, коли пшеном, за ситец кладешь-то? (Кстати, вовсе не ситец, а кровный редкостный карточный розовый ластик).
Я, сразу робея: 1/2 пуда (Учили — три!)— Пол-пу-уда? Такой и цены нет. Что ж ситец-то у тебя шелковый, что ли? Только и красоты, что цвет. Посмотри, как выстирается, весь водой сойдет....
Сматываюсь. Две корзинки: одна кроткая, круглая, другая квадратная, злостная, с железными углами и железкой сверху. В первую — сало, пшено, кукол (янтарь, как надела, так не сняла), в квадратную — полпуда N и свои 10 ф<унтов>. В общем, около 2 п<удов>. Беру на вес — вытяну!"
Опять, между прочим, около 32 килограммов.
- Третий фейк - Лиля хотела и могла оставить у себя дочь Цветаевой Ирину, а Цветаева из нелюбви не отдала.
Но письмо Марины и признания самой Лили говорят о другом.
Цветаева:
"Милая Лиля!
Получила все Ваши три письма.
Если Вы всё равно решили жить в деревне, я у Вас Ирину оставлю, если же живете исключительно из-за Ирины, я Ирину возьму.
Жить на два дома сейчас невозможно, денег у меня в обрез, ибо потребности дня неограничены".
Что ответила Лиля Цветаевой -неизвестно. Известно что к этому времени хозяйка дома объявила Елизавете, что её припасы, которые она накупила, уже закончились. Марина не просто оставляла детей Лиле - она давала на них деньги или продукты. Забрала она Ирину в 1918 году, когда у неё ещё оставались вещи и припасы.
Позже стало хуже. Елизавета (Лиля) ездила по всей стране организовывала театральную работу, и денег у неё тоже не было. Елизавета Яковлевна, брату: «Актрисой я сделалась от голода. Я никогда бы на сцену не пошла, но было так: или умирай, или играй… Я была режиссёром, героиней, комической старухой…».
Лиля не из неприязни к Цветаевой "выкинула" Ирину, ей и самой нечего уже было есть. В то время, когда Марина сдала детей в приют, Лили в Москве не было. О смерти девочки она узнала по возвращении.
Лиля:
"На следующую зиму я уехала в Витебскую губернию в деревню и решила взять Ирину. И получила ответ, что Ирина умерла и как мне описала Ася, умирала она долго и совсем одна".
Так что когда Лиля "решила забрать Ирину", та уже была мертва.
Из записок того времени, когда Марина ещё ездила выменивать свои вещи:
... – А где же вы свои золотые вещи оставили? Разве можно золотые вещи оставлять, а самой уезжать?..
Я, раздельно:
– Я не только золотые вещи оставила, но… детей!
Она, рассмешенная:
– Ах! ??! ??! Какая вы забавная! Да разве дети, это такой товар? Все теперь своих детей оставляют, пристраивают. Какие же дети, когда кушать нечего? (Сентенциозно): – Для детей есть приюты...
В 1919 году повесился актёр Стахович, бывший военный. Марину обирает некий анархист Шарль ("унес Сережины золотые часы «eleve de Breguet» – ходила к нему сто раз, сначала обещал вернуть их, потом сказал, что покупателя на часы нашел...В итоге: ни часов, ни денег. (Сейчас такие часы 12 тысяч, т. е. 1? пуда муки.) То же с детскими весами. (Шарль же.)"
Она теряет 500 рублей из конверта - или их у неё украли. Цветаева недоедает, мёрзнет и курит. Признаки дефицита витаминов группы "B" - утомляемость, раздражительность и снижение интеллектуальных способностей. Неумение на службе понять и выполнить простое задание пугает Цветаеву, над ней посмеиваются, но ничего не объясняют. Она меняет службу но и на другой работает намного медленнее, чем требуется. Марина уже слишком измучена, у неё появляются записи о крюке и самоубийстве. Ирина младшая дочка, за которой она недавно записывала все словечки,о которой сначала писала довольно нежно, теперь только раздражает, Марина в записках признаётся себе, что ей нравилась круглощёкая довольная девочка, а не голодная и плачущая.
На чердаке, где они живут, не только темно и голодно, но и холодно - около 5 градусов. Марина рубит и пилит старинную мебель. Притворившись тётей дочек,она сдаёт их в приют, где врач обещает, что у детей будет рис и шоколад. Назваться их мамой она не может - туда принимают только детей без родителей.
Марина слишком поздно узнаёт о настоящем положении дел в приюте, где директор торговал положенным детям питанием. Она забирает из приюта Алю, которая уже в горячке: "Алю везла на телеге, укутав во вшивую шинель. Я шагала рядом, долго, далеко, не знаю, сколько верст. В огромных чужих валенках, стоптанных. Снег – глубоко. Голова кружилась. Лошадь была тоже слабая, мне не дали сесть на телегу, да и не села бы, лошадь жалко"…
- Четвёртый фейк - Марина сознательно "уморила" Ирину в приюте.
Мало знаю людей, которых никогда не раздражает ребёнок. Особенно трудно, когда его не накормить и не обиходить. Цветаева ходила на службу,бегала за плошками с едой и:
.."(Если Аля была со мной, первым делом отвязываю Ирину от стула. Стала привязывать ее с тех пор, как она, однажды, в наше с Алей отсутствие, съела из шкафа полкочна сырой капусты.)"
У Ирины был рахит, и мать сажала её на окно к солнышку,надеясь с ним справиться. От плохой пищи девочка стала отставать в развитии и всё время капризничала.
Но те, кто заходил к Цветаевой, были без детей - или оставляли их няньке. Из всего её привычного окружения она одна была одинокой женщиной с двумя детьми, и каково это, ни один знакомый тогда не представлял. Сестра Карсавиной язвила, что Цветаева ходила к ним в дом, "потому что там кормили".
Цветаеву же и обвинили в том, что отдав детей в приют, она пошла в гости в тот же вечер. Замёрзшая измученная голодная женщина пришла к теплу и свету пообщаться и...поесть.
Шарль и директор приюта обворовали детей, простые люди ходили "реквизировать", Ахматова оставила сына Льва золовке,за что её тоже осуждают. Самоубийства, воровство и другие нестандартные решения. Позже правительство признало голод, и Россия стала получать помощь от Нансена и американцев (да, тех самых, которые вечно хотят нам напакостить).
Ухаживая за Алей, Марина тревожится из-за Ирины но откладывает поездку за ней на потом.
"... И – самый мой ужас! – что я ее не забыла, не забывала, все время терзалась и спрашивала у Али: -«Аля, как ты думаешь-?» И все время собиралась за ней, и все думала: – «Ну, Аля выздоровеет, займусь Ириной!» – А теперь поздно…»
Да,она раздражалась на Ирину, но сейчас страх потерять её подступал постоянно. Алю в горячке она бросить, конечно,не могла.
Желание позабыть об Ирине принимает разные формы, она старается вспоминать только её недостатки, но не получается
"Не принимайте моего отношения за бессердечие. Это – просто – возможность жить. Я одеревенела, стараюсь одеревенеть. Но – самое ужасное – сны. Когда я вижу ее во сне – кудрявую голову и обмызганное длинное платье – о, тогда, Сереженька, – нет утешенья, кроме смерти".
1941
20 августа — запись в дневнике Мура: «Сегодня мать была в горсовете, и работы для нее не предвидится; единственная пока возможность — быть переводчицей с немецкого в НКВД, но мать этого места не хочет».
30 августа Марина идёт в совхоз узнать насчёт работы.
31 августа она покончила жизнь самоубийством.