Найти тему

Как не купить истребитель за 700 тысяч.

Примерно такой
Примерно такой

И вот вам ещё одна иллюстрация: «мелкая песчинка против огромной корпорации». Правда, увы, мы живём в суровой реальности, где толстый кошелёк побеждает, и, как говорится, «осадочек остался». Короче, это история на тему «очередной факап Pepsi», вошедшая в архивы юриспруденции как дело «Леонард против Pepsico».

Главный герой этой истории.
Главный герой этой истории.

Джон Леонард — обычный студент 21 лет от роду. Как-то в 96 году прошлого века, он лежал на диване и смотрел телевизор. Там как раз шла новая реклама Pepsi из разряда: «пей наши напитки, копи баллы, обменивай на клёвые штуки». В этой рекламе крутой подросток в майке Pepsi, собирается в школу, надевает кожаную куртку, потом солнечные очки, дополняя свой образ стереотипного крутого подростка 90-х. И в довершение садится в истребитель Harrier, чтобы долететь на нём до школы. Каждая из вещей сопровождается ценой в очках Pepsi. 75 баллов — футболка, 1450 — куртка и так далее. Даже истребитель в этой рекламе имеет свою цену — 7 миллионов пепси очков. И вот Джону очень сильно захотелось приобрести именно истребитель, раз уж ему такую возможность обещают. Он воспринял показанное в рекламном ролике как публичную оферту и решил пойти ва-банк.

Подойдя к вопросу со всей ответственностью, он выяснил, что, тупо скупить и выпить необходимое количество жидкости у него не получится по физическим причинам (отсутствие денег и бездонного желудка). Но в условиях акции была небольшая лазейка. С помощью покупок напитков нужно было набрать всего лишь 15 баллов, а недостающие очки дозволялось приобрести отдельно — по 10 центов за штуку. Студент сделал простые вычисления и выяснил, что для получения в свои руки Харриера ему понадобилось бы «всего» 700 тысяч долларов. Учитывая, что один такой истребитель «в розницу» стоит 34 миллиона, это была очень даже неплохая сделка. Студент взял телефонную трубку и начал обзванивать всех своих знакомых и не особо знакомых. В общем, по сусекам он наскрёб недостающую сумму, выписал чек, добавил «честные» 15 баллов и отослал всё это в компанию Pepsico.

Куда-то сюда, да
Куда-то сюда, да

Адресаты, конечно, немного охренели от такого поворота событий и попытались заявить, что это была всего лишь шутка, которую понял бы любой здравомыслящий человек. Плюс этого товара не было в доступном каталоге, откуда по логике и нужно было делать заказы. Поэтому, извините, тут наши полномочия всё, никакого вам самолёта, заберите себе свои грязные деньги. Леонард же в ответ пригрозил, что подаст в суд, заявив, что реклама сама по себе является публичным предложением и значит, вы должны мне один новенький штурмовик. Pepsico напряглось и сами подали упреждающий иск. Они даже специально пригласили на суд представителя министерства обороны, который заявил, что данные штурмовики не могут быть переданы в распоряжение гражданских лиц вообще, никаким образом, даже теоретически. Плюс данная модель самолёта уже не выпускается и не сертифицирована Управление Гражданской Авиацией.

Страница из заключения суда.
Страница из заключения суда.

Дело рассматривалось три года и в 1999 суд вынес решение. И оно было не в пользу Джона. Хотя тот и требовал, чтобы дело рассматривалось в суде присяжных, который должен был состоять из людей «поколения Pepsi», его предложение проигнорировали. Опять же, сыграло то, что деньги не были зачислены на счёт Pepsico, поэтому никакого мошенничества не было. Ну и то, что ролик был юмористическим, суд на полном серьёзе подтвердил фразами: «Маловероятно, что подростку, показанному в рекламе, разрешат управлять самолётом Корпуса морской пехоты. Он выглядит так, что ему нельзя доверить даже ключи от родительской машины» и «Ни одна школа не может предоставить места для посадки истребителям школьников». Короче, они всё сведи к тому, что раз реклама была юмористической, её нельзя рассматривать как публичную оферту. Никаких договоров не заключалось и раз деньги не были приняты — то и о мошенничестве речь не идёт. Зато теперь это дело стало важным прецедент и вошло в список дел, которые рассматриваются в различных юридических институтах. А Pepsico в следующей ревизии рекламного ролика увеличила стоимость самолёта до 700 миллионов очков. Ну, просто на всякий случай.

----

Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.

А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку . Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.