Уважаемые читатели канала,
Продолжаем знакомить Вас с оценками событий в Казахстане, которые, как мы предполагаем, далеко не закончены. Востоковед, профессор Александр Князев, безусловно, относится к числу признанных знатоков региона, к мнению которых неизменно стоит прислушиваться.
В недавнем интервью ZonaKZ Александр Князев отметил следующие факторы месячной давности беспорядков в стране, пиком которых стал хаос и безвластие в «южной столице» Алма-Ате и некоторых других городах 5-6 января 2022 года:
«Многие пытаются апеллировать, прежде всего, к социально-экономической ситуации, и они по-своему правы. Кто-то говорит о нападении террористов и попытке террористического переворота, и они тоже по-своему правы. Но я думаю, что самое главное (и да простит меня казахстанский официоз) – это конфликт двух групп элит, двух лидеров, который стал результатом абсолютно неудачной модели транзита власти, тянувшейся в виде двоевластия в течение почти двух лет без малого… И, собственно, конфликт интересов тех компрадорских элит, которые выросли в Казахстане на протяжении тридцати лет».
Указывая на противоречивость первоначальных заявлений о двадцати тысячах террористов и сомнительный характер самой этой цифры, в то де время Князев не отрицает стремления радикалов использовать возникшую напряжённость в своих целях. Профессионально подготовленных боевиков в оружием было, по его оценке, едва ли было более 200-300 человек, и этого уже много: «говорить же о тысячах было бы смешно, если бы не было грустно».
Что касается возможной внешней поддержки, то, скорее всего, за годы постсоветской независимости
«…в Казахстане выросли собственные радикальные группировки. Много разговоров, что и в горах их кто-то видел, сразу же возникают аналогии, вспоминаются аналогии: расстрел пограничников на Арканкергене, потом убийство егеря и какие-то подобные слухи. Туристы видели в горах вооружённых людей. Я допускаю, что всё это, возможно, связано с подготовкой этих групп. Кто их готовил? Ну вот, когда я еще жил в Алма-Ате, я помню, было много разговоров среди коллег о том, что Чемалган ("малая родина" Назарбаева - Прим. ред.) является чуть ли не центром салафитского сообщества, по крайней мере, на юге Казахстана. Кто их контролировал? Известно же имя, сейчас как-то забывают о нём – один из племянников бывшего президента, Кайрат Сатыбалды – он же имеет устойчивый имидж в самом Казахстане главного салафита».
В этой связи уместен вопрос – зачем приезжать откуда-то ещё с риском «засветиться», если подготовленных «местных кадров» и без того достаточно? Порою можно слышать о том, что боевики прибыли из Афганистана, однако всё должно быть доказательно:
«…я, например, знаю один-единственный случай за 30 лет после Советского Союза на весь регион,… когда гражданин Афганистана пытался заниматься радикальной пропагандой в Казахстане. Во всех остальных случаях это не афганцы,.. а представители Турции, Пакистана, арабских стран, но никак не Афганистана. На мой взгляд, Президент Казахстана Токаев очень как-то опрометчиво высказался в своём большом интервью о том, что боевики (большая группа, надо полагать) прилетели из какого-то центральноазиатского города. Тут уж надо либо называть конкретно, пусть это будет недипломатично для бывшего дипломата, но тем не менее, либо лучше об этом не говорить. Потому что за пределами Казахстана это сразу порождает огромное количество домыслов, и ещё больше снижает уровень доверия к тому, что говорит президент, к тому, что говорит официоз. Все эти люди были выращены внутри».
А теперь – извечный русский (и, стало быть, казахский) вопрос: кто виноват в произошедшем?
«Виновата та властная структура (или, скажем так, та группа элиты, которая была связана с бывшим президентом), и виноваты все предыдущие 30 лет. Во-первых, создана несправедливая экономическая модель, она полностью компрадорская, сырьевая, у неё нет перспектив развития, и она должна быть пересмотрена... Необходимо сформировать новую модель экономического развития с более высоким уровнем социальной направленности. И тогда можно было бы избежать тех протестных движений, с которых, собственно, всё и началось – в Жанаозене, в Актау и т.д…
Естественно, возникло всё это не за последние два года. Виновата вся система, созданная под руководством Нурсултана Назарбаева, его окружения и его семьёй, и нежелание этой группы элиты уступать свои позиции…»
Что делать ещё, помимо смены экономической модели (как будто это так просто)? Непотизм и тотальная коррупция во многом привели к январскому «взрыву». Соответственно, из этого должны быть извлечены уроки не только в экономике, но и в политике.
«Я думаю, в свете тех обвинений, которые предъявляются сейчас руководству Комитета национальной безопасности, должна быть изменена вся система институтов, обеспечивающих безопасность. Есть хороший пример в соседнем Узбекистане, где Служба национальной безопасности при предыдущем президенте была наполнена полномочиями, напоминая государство в государстве, контролируя всё и вся – примерно такой же статус был у КНБ Казахстана… Это должно быть институционально изменено. В Узбекистане после того, как сменилась власть и возникла задачи изменить роль спецслужб в стране, у Службы национальной безопасности, кроме того, что она была переименована в Службу государственной безопасности, было отнято огромное количество полномочий. Не должен Комитет национальной безопасности заниматься следственной работой. Как вариант – в России существует Следственный комитет, который выполняет эту функцию отдельно и от ФСБ, и от МВД, и от других правоохранительных специальных структур… Зачем в структуре Комитета национальной безопасности находится всё. Что связано с экономическими преступлениями или с коррупцией? Это должны быть совершенно отдельные структуры. Не должен Комитет национальной безопасности контролировать армию. Предположим, или МВД, это тоже самостоятельные структуры. Потому что когда во главе такой структуры появляется человек с недостаточными моральными качествами, у него возникает искушение – а почему бы эту власть полностью не перекинуть на себя?.. Лично на себя или на кого-то не суть важно. Узбекистан, кстати, тоже пережил осенью 2016 года попытку государственного переворота, когда первый заместитель председателя СНБ тогдашнего Узбекистана Шохрат Гулямов тоже попытался совершить переворот, прийти к власти. Но поскольку руководство СНБ чётко гарантировало передачу власти Шавкату Мирзиёеву и свои задачи выполнило, об этом перевороте в самом Узбекистане мало кто что знает. Он был подавлен тихо, и всё…»
Вот такое мнение. Впрочем, будет ли страна реально меняться и если да - то в каком направлении - нам ещё только предстоит узнать.
Читайте на наш канал, узнавайте больше!