Он был главным архитектором Ленинграда в самые трудные годы, с 1938 по 1949 год. Когда его назначили на эту должность, ему было всего 28 лет. Но за 10 лет работы он сумел очень многое. Во время блокады он организовывал маскировку Ленинграда с воздуха, проводил детальную зарисовку исторических зданий, добился возвращения исторических названий Невскому, Дворцовой и другим улицам и площадям. А после войны руководил восстановлением города и пригородов.
Николай Варфоломеевич Баранов родился 27 ноября 1909 года в семье железнодорожного рабочего на станции Старосельце (ныне — в черте города Белосток, Польша).
Отец Николая умер, когда мальчику было 12 лет, и шесть лет Николай прожил в детских домах Ленинграда. Потом Баранов учился в Ленинградском институте гражданских инженеров (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет) и в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. В 1934 году Николай Баранов защитил диплом (проект Речного вокзала) и получил звание архитектора-художника.
Через семь лет после окончания института, в июле 1938 года, Баранов стал главным архитектором Ленинграда. И первое, о чём заявил молодой главный архитектор, об озеленении города! В 1940 году на страницах журнала "Архитектура Ленинграда" он написал:
"Озеленение города требует длительных сроков <...> и должно предшествовать, так же как строительство дорог и подземных сооружений, общей застройке новых районов".
И в 1938 - 1940 годах в Ленинграде было высажено 83 тысячи деревьев и 910 тысяч кустарников. Для сравнения: посадки 2017 - 2019 годов более чем вдвое меньше - всего 31 тысяча деревьев и 474 тысячи кустарников. А ведь площадь города выросла в 2,5 раза!
Но тут началась #война, и главному архитектору города пришлось заняться совсем другими делами. Первоочередной задачей была маскировка монументальной скульптуры и архитектуры Ленинграда.
Также Баранов возглавил аварийно-восстановительные работы и проектирование и строительство оборонительных рубежей как на подступах к Ленинграду, так и в самом городе.
В декабре 1941 года возникла проблема недостатка дров для отопления военных госпиталей, больниц, детских учреждений и других важных объектов Ленинграда. Встал вопрос о частичной вырубке деревьев в садах и парках города. Баранова срочно вызвали в Смольный - решать, как и где начать выборочную рубку деревьев.
Я почувствовал, как у меня страшно забилось сердце, - записал в дневнике Баранов. - Разумеется, топливо необходимо, но ценой гибели парков и садов?...
Архитектор предложил пожертвовать десятками утилитарных деревянных построек - аттракционами, киосками, павильонами. Вместе с ними разобрали деревянный стадион имени Ленина (после войны Баранов спроектирует новый - каменный) и часть деревянных домов на окраинах. В результате удалось заготовить даже вдвое больше дров, чем рассчитывали получить от вырубки парков.
Главному архитектору города приходилось заниматься и более печальными делами. В феврале 1942 года начались работы по сaнитарной очистке города, в ходе которой были найдены тысячи трyпов пoгибших от гoлода в квартирах, в снегу на улицах, которые необходимо было немедленно захoронить.
Но во время войны Баранов не забывал и про более мирные дела. По его инициативе в 1943 году на базе бывшего Училища технического рисования барона Штиглица было воссоздано специальное Архитектурно-художественное училище (ныне Художественно-промышленная академия им. В.И.Мухиной). Именно из стен этого учебного заведения вышли многие специалисты-реставраторы, работавшие над восстановлением большинства памятников архитектуры в городе и пригородных дворцово-парковых ансамблях.
А в октябре 1943 года Баранов предложил возвратить 20 площадям и улицам Ленинграда их исторические дореволюционные названия (в том числе Дворцовой площади, Невскому проспекту и Садовой улице). Благодаря его усилиям в военные годы удалось сохранить, а после — и увеличить количество парков и зелёных насаждений в Ленинграде. Ведь ещё в мае 1942 года главный архитектор предложил объединить в одно целое разрозненные зелёные массивы вокруг кронверка Петропавловской крепости.
Центральный городской парк должен был начинаться от площади Революции (ныне Троицкой) и соединить парк Ленина (ныне Александровский парк), территорию бывшего завода минеральных вод, кронверк с артиллерийским музеем, сад Народного дома, зоопарк, городской питомник вдоль проспекта Добролюбова (именно здесь сейчас проектируют "Тучков буян") и выйти на Петровский остров, где по проекту Баранова строился стадион "Петровский".
"Глубоким зелёным клином парк прорежет старые районы Ленинграда на протяжении пяти километров, от Петропавловской крепости до берега залива. Общая площадь парка достигнет около 200 гектаров".
В первые послевоенные проект Центрального парка утвердили. Начали даже реконструкцию площади Революции, а у кронверка и на Петровском острове разобрали полсотни разрушенных домишек и складов. Начали посадки молодых деревьев: в одном только 1949 году высадили 188,1 тысяч деревьев - почти столько же, как и за двадцать довоенных лет.
Начали осуществлять и ещё один блокадный проект Баранова - создание ансамбля вокруг Финляндского вокзала. Про этот проект можно прочитать в отдельной статье:
В 1945-1950 годах под руководством Баранова был осуществлен проект восстановления внешнего облика Павловского дворца (совместно с архитектором Ф.Ф.Олейником). Работы, связанные с возрождением дворцово-парковых ансамблей пригородов, по грандиозности масштабов, разнообразию, сложности, сравнительно быстрому исполнению не имели и до сих пор не имеют аналогов в мировой практике.
Чтобы представить себе необыкновенную сложность вставших проблем, следует напомнить о масштабах разрушений: было разрушено около 10 000 зданий и сооружений, из них 3000 жилых домов, 840 предприятий; 3000 зданий разного назначения было повреждено.
В 1945-1946 годах зодчий разработал проект восстановления и реконструкции Пскова, который был положен в основу возрождения разрушенного города.
Но масштабные проекты архитектора прервало "ленинградское дело". Баранова обвинили в связях с врагами народа. Он был исключён из Союза архитекторов и выслан в Среднюю Азию. В отсутствие автора в Ленинграде мстили его произведениям – изуродовали проекты Финляндского вокзала и стадиона имени Ленина, выбросили в корзину проект Центрального городского парка.
Больше всего досталось вокзалу – проект Баранова спешно заменили новым зданием, на восемь метров ниже и вовсе без башни.
Реабилитация архитектора в 1954-м году не помогла ему вернуться к реализации авторских замыслов в Ленинграде. Но в 1955 году Н. В. Баранова избрали вице-президентом Академии архитектуры и он переехал в Москву, но связи с любимым Ленинградом он не прервал. В это время под руководством Баранова был выполнен проект и осуществлена застройка Приморского проспекта и района Новой Деревни. В эти же годы был разработан проект нового стадиона им. Ленина (ныне стадион "Петровский").
Последним проектом Баранова в Ленинграде стал Универсальный спортивный зал на 25 тысяч зрителей, строительство которого растянулось на все 70-е годы (проект разработан вместе с мастерской Игоря Чайко). В 1979 году зал вступил в строй как Спортивно-концертный комплекс им. Ленина.
В 1961 году Баранов был назначен заместителем председателя Госстроя СССР, а с 1963 года назначен заместителем председателя Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР.
Заслуги Баранова были отмечены многочисленными наградами. За участие в реализации проекта восстановления разрушенного в 1944 году центра города Софии Баранов был награжден болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени.
В 1961 году ему была присвоена ученая степень доктора архитектуры. В 1969 году за многолетнюю профессиональную деятельность Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил Н В. Баранову почетное звание "Заслуженный архитектор РСФСР". В 1969 году "за самоотверженный труд по ликвидации последствий землетрясения, восстановление и строительство Ташкента" Баранов был награждён Почетной грамотой ЦК Компартии Узбекистана, Президиума Верховного Совета и Совета Министров Узбекской ССР. В 1972 году за большие заслуги в развитии советской архитектуры и градостроительства Н. В. Баранову было присвоено почетное звание "Народный архитектор СССР". В декабре 1979 года Н. В. Баранов был избран действительным членом Академии художеств СССР по отделению архитектуры. В 1979 году в связи с 70-летием со дня рождения выдающийся зодчий был награжден орденом Октябрьской революции.
Умeр Николай Варфоломеевич Баранов 20 апреля 1989 года в Москве. Похoронен на Кунцевском кладбище.
Баранов написал много книг о Ленинграде. Первая из них вышла в 1943 году.
А мечта Николая Баранова, возможно, станет реальностью в наше время, если построят парк Тучков буян.
А пока имя архитектора Баранова - присвоили небольшой проезду возле Финляндского вокзала, который когда-то, с 1955-го по 1964 год, носил официальное название "тупик Комсомола".
Для написания статьи использованы следующие материалы:
1. Статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (6588) от 13.12.2019 под заголовком «Он спас городские парки».
2 .Баранов Н.В. Силуэты блокады: записки главного архитектора города. Л.: Лениздат, 1982.
3. Баранов Н.Н., Исаченко В.Г. Главный архитектор Ленинграда Н.В. Баранов. Творческий путь и судьба. СПб, 2001.
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: